|
|
N°89, 25 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Быстро запрягли
Реформа газовых отношений рискует попасть в системный капкан
Чиновники, наконец, согласовали два проекта постановлений правительства, которые необходимо принять для реализации протокола кабинета министров от ноября прошлого года о преобразованиях в сфере газоснабжения. Как сообщил РИА «Новости» замдиректора департамента инфраструктурных реформ и госрегулирования тарифов Минэкономразвития Лев Феодосьев, документ, касающийся принципов заключения среднесрочных и долгосрочных договоров на поставку газа, одобрен Федеральной службой по тарифам (ФСТ) и Минпромэнерго. По информации «Времени новостей», разногласия по проекту постановления о формуле цены на газ, которое готовилось в ФСТ, также сняты. И после прохождения Минюста оба документа официально поступят в аппарат правительства. Неожиданное «единодушие» ведомств возникло после очередного совещания у первого вице-премьера, председателя совета директоров «Газпрома» Дмитрия Медведева, которое состоялось на прошлой неделе. А также после визита главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса к Владимиру Путину в начале этой недели.
Как известно, 30 ноября прошлого года в протоколе заседания правительства появилась запись о том, что одобрен график роста цен на газ с выходом в 2011 году на уровень равнодоходности поставок «Газпрома» на внутренний и внешние рынки. Минэкономразвития было поручено подготовить проект постановления о долгосрочных (минимум на пять лет) контрактах между «Газпромом» и промышленными потребителями. ФСТ должна была подготовить проект постановления по формуле цены, которая начнет действовать через четыре года. Причем с предприятиями электроэнергетики, на которые приходится более трети поставок газа в России, договоры должны были быть подписаны уже к 1 апреля. А с остальными промышленниками -- до конца этого года.
Основные баталии развернулись вокруг формулы цены и применения регулируемых цен на газ. Глава ФСТ Сергей Новиков внес в документ предложение «Газпрома» о специальных коэффициентах для новых потребителей и новых объемов газа. Это означало, что объемы, сверх определенных лимитами на 2007 год, потребителям придется покупать значительно дороже. Согласно балансу газа, в этом году «Газпром» должен поставить РАО «ЕЭС России» 103 млрд кубометров. С 1 января 2008 года регулируемые цены для промышленности должны быть проиндексированы на 25%, до 63,3 долл. за тыс. кубометров. Таким образом, предприятия электроэнергетики смогут купить по этой цене те же 103 млрд кубометров. Между тем их потребности в газе установлены на уровне 166,9 млрд кубометров, и недостающие 64 млрд кубометров энергетикам придется закупать либо у «Газпрома» с коэффициентом 1,5 (95 долл. за тыс. кубометров), либо у независимых производителей по свободным ценам. Если же им понадобится газ, который вообще не предусмотрен в балансе, то покупатель будет желанным гостем на площадке по торговле газом. То же касается и других компаний, которые планируют в ближайшие годы наращивать потребление этого вида топлива.
Минпромэнерго и Минэкономразвития были на стороне РАО и возражали против этой схемы, но на прошлой неделе оппоненты «Газпрома» сдались. В итоге схема г-на Новикова, по информации «Времени новостей», была принята почти без изменений. Для «новых» объемов газа график индексации выглядит следующим образом: в 2007 году на 60% выше установленной государством цены в 80 долл. за тыс. кубометров, с 1 января 2008 года -- на 50% (95 долл.), с 2009 года -- на 40% (100 долл.), с 1 июля 2009 года -- на 30% (105 долл.), еще через полгода -- на 20% (110 долл.) и, наконец, с середины 2010 года -- на 10% (110,5 долл.). А с 2011 года цена будет рассчитываться по формуле цены, привязанной к европейской, за вычетом экспортной пошлины и расходов на транспортировку на все объемы газа.
Еще один пункт разногласий был связан с вопросом о том, что будет, если в ближайшие годы конъюнктура в Европе ухудшится и рассчитанная по формуле цена газа будет ниже, чем при применении коэффициента. РАО настаивало на приоритете формулы, а «Газпром» хотел выдерживать график вплоть то 2011 года. Впрочем, в данном случае газовый монополист мог пожертвовать принципиальностью, ведь вероятность серьезного падения цен в условиях дефицита энергоресурсов весьма низка.
Что касается постановления, которое вело Минэкономразвития, то из него просто вычеркнули жесткие формулировки, кроме обязательства потребителей брать газ на условиях «бери или плати». По словам г-на Феодосьева, в нем все же присутствует требование к «Газпрому» заключить с независимыми производителями долгосрочные контракты на транспортировку газа. Однако вполне вероятно, что их возможности для реализации газа на рынке будут постепенно снижаться. Просто потому, что «Газпрому» станет гораздо выгоднее делать это самому (при новых-то ценах!), а, значит, масштабы закупок газа у независимых на скважине будут стремительно расти. Причем, делать это будет не только монополист, но и близкие к нему структуры.
Чиновник МЭРТ был вынужден признать, что в финальном тексте проекта постановления отсутствует и четкий механизм реализации объемов газа, невостребованных потребителем. Дело в том, что внедрение энергосберегающих технологий может позволить существенно снизить показатели потребления по сравнению с зафиксированными в долгосрочных контрактах. Но согласно правилу «бери или плати», покупатель газа будет вынужден оплатить этот объем. Право перепродажи (которое горячо отстаивало РАО) в проект так и не попало. По словам г-на Феодосьева, предполагается, что хозяйствующие субъекты будут оговаривать возможные механизмы при заключении конкретных контрактов. «Газ может либо пойти в зачет на следующий период, либо быть продан поставщиком на бирже с последующим распределением прибыли между договаривающимися сторонами», -- полагает он. Однако в итоге вопрос фактически отдан на откуп «Газпрому» и его конкретным топ-менеджерам, которые будут обговаривать условия поставок газа.
Таким образом, противоборствовавшие стороны -- прежде всего «Газпром» и РАО «ЕЭС», -- судя по всему, закрыли глаза на большую часть разногласий для того, чтобы сдвинуть процесс формирования новой системы поставок газа с мертвой точки, а проблемы решать в рабочем порядке. Однако, как показывает практика, в таком случае очень велика возможность получить на выходе плохо сбалансированную, а то и просто неработающую систему. К тому же, перекос в сторону интересов «Газпрома» продолжает расти. Лишнее тому свидетельство -- Федеральную антимонопольную службу и вовсе не стали привлекать к процедуре согласования. Впрочем, по сравнению с ситуацией полного застоя на газовом рынке, который наблюдался на протяжении последних пяти лет, нынешние попытки начать реформу на нем выглядят невиданным прорывом.
Алексей ГРИВАЧ