У мирового сообщества осталось от трех до восьми лет, чтобы не позволить Ирану обзавестись ядерным оружием. Об этом заявил гендиректор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммад аль-Барадеи. Выступая в Люксембурге на международной научно-практической конференции по предупреждению ядерной катастрофы, он признал: результаты анализов, проведенных экспертами МАГАТЭ, соответствуют данным, ранее полученным спецслужбами США.
Аль-Барадеи подтвердил: «Если Иран захочет получить ядерное оружие, этого не случится до конца нынешнего десятилетия или даже середины следующего. Иными словами, от настоящего момента пройдет от трех до восьми лет». Со своей стороны МАГАТЭ, по уверениям его гендиректора, будет стараться не допустить, чтобы Иран «перешел к обогащению урана в промышленных масштабах».
Глава МАГАТЭ внешне солидаризировался с мнением Белого Дома по Ирану. Летом 2006 года тогдашний глава американской разведки
Джон Негропонте заявлял, что Тегеран сможет заполучить ядерное оружие не ранее «начала или середины следующего десятилетия». Однако эту солидарность не стоит трактовать как поддержку гендиректором МАГАТЭ политики США в отношении Ирана. Ведь в августе 2006 года комитет по разведке палаты представителей конгресса США объявил, что Иран представляет для США и их союзников «стратегическую угрозу». В качестве обоснования приводились куда более угрожающие данные о том, что Тегеран якобы сможет создать свою первую атомную бомбу к началу 2008 года.
Заявления аль-Барадеи и
положения представленного им накануне Совбезу ООН очередного доклада МАГАТЭ по ядерной программе Ирана вообще оставляют немало неясностей. Его положения могут истолковать в свою пользу как сторонники давления на Иран, так и противники жестких мер, включая Россию. Глава «Росатома» Сергей Кириенко также участвует в конференции в Люксембурге, куда он прибыл с приветствием от Владимира Путина.
Москва ссылается на то, что международные инспекторы по-прежнему не располагают данными о наличии у Ирана военной ядерной программы. В докладе МАГАТЭ утверждается лишь, что власти страны не предоставили «достаточных доказательств» того, что иранская ядерная программа носит «исключительно мирный характер». Вчера в Люксембурге г-н аль-Барадеи пояснил, что у МАГАТЭ нет свидетельств того, что Иран пытается придать ядерным материалам «военный характер». И вообще нет свидетельств «незадекларированной деятельности» на иранских атомных объектах.
Ни эксперты МАГАТЭ, ни представители США и ЕС достоверно не знают действительного уровня ядерных разработок Тегерана. Мухаммад аль-Барадеи в новом докладе жаловался, что иранцы не принимают мер «по обеспечению необходимой прозрачности» своей ядерной программы. Мировому сообществу приходится полагаться на заявления иранских лидеров да на кадры местной телехроники, показывающие президента Махмуда Ахмадинежада с атомщиками в халатах на фоне ядерных установок. Вчера он вновь высказался о прогрессе Ирана в ядерной области в присущем ему патетическом духе: «С помощью Аллаха мы приблизились к нашим целям». Специалисты МАГАТЭ говорят лишь, что иранцы «начали наполнять каскады центрифуг газом UF6 (гексафторидом), содержащим уран», а также «продолжают реализацию проектов, связанных с реактором на тяжелой воде».
«Иран в нашем понимании все еще не является ядерной державой», -- считает завотделом разоружения и урегулирования конфликтов Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Пикаев. В беседе с «Временем новостей» он заметил, что заявления Ахмадинежада и руководителей ядерной отрасли Ирана о переходе к обогащению урана в промышленных масштабах важны для Тегерана с политической точки зрения: «Они должны свидетельствовать, что Иран перешел некий важный рубеж, а европейцы все последнее время называли этот рубеж «красной чертой», которую Иран ни в коем случае не должен переходить». Что же касается практических аспектов, то «технологически Иран находится далеко не только от создания атомной бомбы, но и от производства топлива для атомных электростанций».
Сам Мухаммад аль-Барадеи в последние дни внес изрядную путаницу во взаимоотношения международного сообщества с Ираном. К недовольству США и Евросоюза, он уже готов признать бессмысленность попыток отвратить Иран от обогащения урана. В беседе с американской газетой «Нью-Йорк таймс» глава МАГАТЭ заявил, что иранцы «очень хорошо разбираются в том, как надо обогащать уран». И теперь, по его словам, «вопрос заключается просто в совершенствовании этого знания, людям не понравятся такие слова, но это факт». В интервью испанским СМИ аль-Барадеи пошел еще дальше, намекнув, что требование к Ирану отказаться от обогащения урана уже устарело: «Сейчас важно сосредоточить свои усилия на том, чтобы Иран не довел процесс до промышленного уровня».
Сомнения главного докладчика по Ирану встретили негативную реакцию Вашингтона. Американские дипломаты в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене дали понять аль-Барадеи, что «США расценивают высказывания главы МАГАТЭ как готовность признать некоторые аспекты ядерной проблемы Ирана вопреки действиям Совбеза ООН». А президент США Джордж Буш вчера подчеркнул, что Вашингтон вместе с союзниками
будет стремиться "усилить режим санкций" против Тегерана. Буш сообщил, что такое распоряжение он уже отдал госсекретарю Кондолизе Райс.