Леса благодаря особой заботе президента сегодня стали для правительства очередным приоритетом. Руководители кабинета теперь на многочисленных заседаниях
бьются за выгодное использование дарованного природой богатства России. А КПД, как это обычно у нас бывает, можно извлечь просто -- искоренить воровство. Или, как сказал премьер Михаил Фрадков во вступительном слове на очередном заседании кабинета, посвященном лесу, «задача стоит навести порядок».
Министр природных ресурсов Юрий Трутнев предложил решительно взяться за внедрение в жизнь Лесного кодекса. И с помощью не только подзаконных актов, но и дополнительного выделения бюджетных средств. По оценке министра, на проведение субъектами лесного размежевания и кадастрового учета в этом году помимо запланированных потребуется еще 8,9 млрд руб. С таким подходом категорически не согласился министр финансов Алексей Кудрин. Он не внял призыву г-на Трутнева обсудить проблему нехватки средств кулуарно. И уличил просящих в некой подмене. Главный финансист напомнил, что при принятии Лесного кодекса в обосновании ничего не было сказано про то, что его введение потребует дополнительных денег. И ранее МПР просило выделить средства совсем под другие цели. Теперь все изменилось. Г-н Кудрин сообщил, что заявка МПР на нужды леса и так была увеличена с 9,5 до 16,3 млрд руб. «Новая потребность не носит чрезвычайный характер. И может быть удовлетворена не в этом году, а в последующие», -- пояснил главный финансист. Глава МЭРТ Герман Греф, по сути, поддержал Минфин. Он предложил МПР оценить возможности субъектов, которые приступают к эксплуатации лесных земель. «Они получат хорошие деньги уже в этом году», -- заметил г-н Греф, полагая пустить их на межевание и формирование кадастра.
Не получив добро, глава МПР решил отыграться на финансировании пожаров. Но г-н Кудрин и тут не согласился на выделение дополнительных денег, посоветовав г-ну Трутневу учитывать ЧП в бюджете ведомства. Тут уж главный начальник отечественных природных ресурсов не сдержался и довольно зло заметил: «Меня крайне радует, что Минфин может планировать даже пожары. Так что? Мы будем смотреть, как горит, или создадим превентивную систему? Если мы вступим в переписку с Минфином, то сгорим все». «Это не соответствует действительности», -- откликнулся г-н Кудрин.
Реакция премьера несколько удивила «болельщиков»: «Прав Кудрин! Реформируем отрасль, а обстановку не создали, чтобы отвести в прокуратуру тех, кто что-то вовремя не рассмотрел или не написал.
Лесное хозяйство плохо управляется, и здесь воруют. Умничать и теоретизировать -- только ухудшать процесс. Что касается леса, мы должны были бы быть первые в мире. Но, к сожалению, это не так... На месте леса создаем еще болото. Пройти невозможно будет не только за грибами, но и выпить-закусить. А мы не чешемся. Выговорешники дали. Они не подействовали». В общем, «пилить нечего -- одни сучки».
Пока премьер раздумывал, кого бы из управленцев лесов «осчастливить» очередным «строгачем», первый вице-премьер Сергей Иванов заявил, что он предлагает поддержать МВД и ужесточить наказание за воровство в лесной сфере.
А главный финансист страны еще раз дал коллегам понять, что дополнительных расходов он допустить не может, так как итоги первого квартала неутешительны. Бюджет недобрал доходы. Правда, правительству несколько повезло, расходы в связи с нерадивостью ведомств оказались также ниже запланированных. Иными словами, дефицита удалось миновать. Но самый неприятный вывод, который пришлось сделать членам кабинета: дела идут не очень хорошо не только из-за низких цен на нефть (54,1 долл. за баррель против 66,5 по плану), а еще и из-за промахов в налоговой политике. Г-н Кудрин, правда, сослался на то, что налоговые послабления по НДС принесли казне недобор. Но тут премьер не согласился с ним так легко, как по лесу. И велел к концу первого полугодия представить анализ причин.