|
|
N°88, 24 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Военно-политическая рекогносцировка
Сергею Иванову пришлось вспомнить прежнюю должность
Первый вице-премьер Сергей Иванов, словно развернув перед собой оперативную карту с нанесенными на ней синими и красными стрелками, вчера провел своего рода военно-политическую рекогносцировку. С соответствующими комментариями для журналистов, которые, похоже, никак не хотят "отпускать" его с прежней должности -- министра обороны.
В основном г-ну Иванову пришлось опровергать разного рода слухи, часто ничем не подкрепленные. На пресс-конференции г-н Иванов, во-первых, напомнил, что Россия не вышла из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), а объявила мораторий на его выполнение. Он высказался за симметричность действий участников этого договора. «Мы не будем выполнять взятые на себя обязательства до тех пор, пока другие не начнут выполнение в равной степени взятых на себя обязательств», -- сказал первый вице-премьер. По его уверению, Россия не собирается выходить из ДОВСЕ, даже несмотря на то что некоторые страны НАТО вообще не входят в сферу действия этого договора. Москва вернется к выполнению обязательств по ДОВСЕ лишь после ратификации его всеми участниками.
Также Сергей Иванов напрочь отверг слухи о получении Москвой из Дамаска «запроса о реэкспорте из Сирии в Иран российских систем ПВО «Панцирь-С». В соответствии с международным законодательством оружие не может быть поставлено третьим странам без согласия страны-производителя. Это условие оговорено и в контрактах, в том числе на поставку Сирии «Панцирей-С».
Опроверг он и разговоры о возможном сотрудничестве России и США в области стратегической ПРО. Сергей Иванов считает, что американцы такого рода разговорами пытаются успокоить общественное мнение в Европе. «Такого сотрудничества нет, поскольку не будем же мы сотрудничать против себя», -- логично заключил г-н Иванов. Тем более что, как утверждает бывший разведчик и бывший министр обороны России, «решение по созданию стратегической ПРО в Европе давно принято». И принято на двусторонней основе: США--Польша, США--Чехия.
Интерес журналистов вызвали технические детали элементов американской системы ПРО в Европе. Оказывается, радар, который планируется установить в Чехии, сможет просматривать воздушное пространство до самых Уральских гор. Тем не менее, по мнению Сергея Иванова, объяснения о том, что элементы ПРО могут использоваться против северокорейских и иранских ракет, «на серьезном экспертном уровне не могут быть приняты».
Первый вице-премьер напомнил, что Россия уже несколько лет ведет консультации с НАТО по поводу совместной ПРО театра военных действий или тактической ПРО. В ней могут использоваться как американские противоракеты «Пэтриот», так и российские С-300 и С-400 (собственно, других в мире пока и нет). Так вот, г-н Иванов признал, что не против объединить такого рода ударные силы в одну информационную систему. «Тогда действительно против угрозы использования «изгоями» одиночного пуска ракеты средней дальности, которые ни при каком сценарии не долетают до Центральной и Западной Европы, такая схема может быть эффективной», -- подытожил г-н Иванов тему ПРО.
Не стал г-н Иванов комментировать лишь слухи о возможном появлении четвертого позиционного района на Северном Кавказе «и так далее». Но адекватные меры, «чтобы обеспечить нашу безопасность при любых сценариях развития обстановки», пообещал твердо. Хотя Россия и не собирается наращивать свой военный бюджет, оставив его на уровне 2,6--2,9% от ВВП.
Вице-премьер заверил также, что зависимость России от США, вызванная вынужденным использованием россиянами сигналов американской системой GPS, уменьшится уже к началу следующего года. Тогда на орбите уже будет находиться 18 аппаратов глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), а к концу 2009 года таких космических аппаратов будет уже 24. В итоге отпадет необходимость пользоваться сигналами GPS, что делают сегодня даже российские стратегические ракетоносцы. Уже к концу этого года в открытой продаже появятся индивидуальные приемники ГЛОНАСС, которые через некоторое время смогут принимать сигналы от 72 спутников: 24 GPS, 24 ГЛОНАСС и 24 перспективной европейской Галилео.
И все же, несмотря ни на что, Россия готова развивать сотрудничество с американскими партнерами во многих сферах. В частности, в борьбе с терроризмом. «Нельзя, конечно, говорить о возврате ни к какой «холодной войне». Другие времена», -- поставил точку Сергей Иванов.
Николай ПОРОСКОВ