|
|
N°88, 24 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Москве нужна нейтрализация «Талибана»
В Афганистане в последнее время резко активизировалось сопротивление талибов и прочих противников правительства Хамида Карзая. Число нападений на Международные силы содействия безопасности (ИСАФ) увеличилось в три раза -- в 2005 году было зафиксировано 1558 инцидентов, а в 2006-м -- 4542. Рекордные потери несут США и НАТО. В 2006 году в Афганистане погибли 98 американских военных и 93 военнослужащих из других стран альянса. Окончательно вышла из-под контроля ситуация с наркотиками, которые обеспечивают треть ВВП Афганистана. Посевы опиумного мака увеличились на 59% и достигли 165 тыс. гектаров.
На этом фоне у многих стран НАТО усиливаются сомнения в конечном успехе операции в Афганистане. На саммите НАТО в Риге в ноябре 2006 года и на встрече министров обороны альянса в Севилье в феврале 2007 года европейские тяжеловесы -- Германия, Франция, Италия -- отказались увеличивать свои контингенты в Афганистане. В Италии вопрос о сохранении итальянского контингента в Афганистане привел к отставке правительства Романо Проди.
Однако вывод коалиционных войск вызовет новый виток гражданской войны в Афганистане. Фактически эта война идет в стране уже тридцать лет. Не случайно, что в конце 1990-х в ней одержал победу именно «Талибан», который последним вступил в политическую борьбу. Население страны поддержало новое движение, выступавшее за прекращение междоусобицы, а противники «Талибана» были обессилены затянувшейся гражданской войной.
С появлением «Талибана» противостояние в Афганистане обрело новый характер. Из войны «всех против всех» оно становится борьбой пуштунов («Талибан») против непуштунов (Северный альянс). Антитеррористическая кампания, начатая Вашингтоном после 11 сентября 2001 года, изменила соотношение сил, но не характер этой борьбы. С помощью Запада и России Северному альянсу удалось в октябре-ноябре 2001 года разбить талибов. В ходе создания новых органов власти полевые командиры Северного альянса превратились в министров и губернаторов провинций, прибрали к своим рукам финансовую помощь международного сообщества.
Пуштуны не получили ничего. За прошедшие пять с половиной лет пуштуны, крупнейшая этническая группа Афганистана, составляющая 40% его населения, так и не встроились в политическую систему. Лидеры Северного альянса не захотели делиться властью и денежными потоками с побежденными. Возобновление военных действий было лишь вопросом времени.
Коалиционные войска рассматриваются пуштунами как союзники Северного альянса. Стратегия «Талибана» -- разбить своих противников поодиночке: сначала нанести коалиционным войскам потери, неприемлемые с точки зрения западного общественного мнения, а затем добиться их вывода из страны. Для усиления воздействия на западную аудиторию используется и захват в заложники граждан стран коалиции. После ухода иностранных войск талибы рассчитывают нанести поражение и Северному альянсу.
Война стоит денег, применительно к Афганистану это верно вдвойне -- там сражаются в основном наемные армии. Чем больше денег у полевого командира, тем большую дружину он может собрать. Если Северный альянс получает финансовую подпитку от международного сообщества, то у пуштунов такой возможности нет. Выход из положения «Талибан» нашел за счет наркоторговли. В южных провинциях, где живут пуштуны, начался бурный рост площадей посевов опиумного мака. Теперь в финансовом отношении «Талибан» не уступает Северному альянсу.
Объективно нынешняя ситуация в Афганистане не самый плохой вариант для России, которая по-настоящему не заинтересована ни в победе коалиционных сил над «Талибаном», ни в победе самого «Талибана». Победа коалиционных войск и стабилизация в Афганистане позволит Западу (и не только ему) реализовать давно вынашиваемые планы строительства трубопроводов из Центральной Азии через Афганистан в обход России. В результате Москва лишится не только денег от транзита углеводородов из центральноазиатских государств, но и влияния в этих странах, ослабнут ее позиции на переговорах с основными потребителями энергоресурсов -- США, ЕС и Китаем.
Совершенно не устраивает Россию и победа «Талибана». Создание радикального исламского режима, открыто стремящегося к расширению своей территории (ортодоксальный ислам не признает существование национальных государственных образований), резко дестабилизирует обстановку не только в соседних с Афганистаном Таджикистане и Узбекистане, но и в российских республиках Северного Кавказа.
России надо уже сейчас решить, что делать в Афганистане. После ухода коалиционных войск страна возвратится к ситуации середины 1990-х годов, то есть к противостоянию пуштунов («Талибан») с таджиками, узбеками и хазарейцами (Северный альянс). Шансы на победу талибов, учитывая поддержку Пакистана, достаточно высоки. Наиболее разумным для России было бы оказать содействие другим этническим группам в Афганистане, объединенным в Северный альянс. Москве нужна не победа Северного альянса, лидеров которого Запад может легко перекупить, как это сделали США в 2001 году, а нейтрализация «Талибана». Поэтому объем помощи должен быть ровно таким, чтобы уравновесить силы сторон и не дать талибам преимущества над Северным альянсом.
Дмитрий ВОЛОДИН, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН