Совет Федерации поддержал законопроект о реформировании уголовно-правовой системы
Комитет Совета Федерации (СФ) по правовым и судебным вопросам вчера на своем заседании одобрил законопроект о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и закон «О прокуратуре РФ», касающихся кардинальной реформы системы прокуратуры и создания при ней отдельной самостоятельной структуры --
Следственного комитета (СК) при прокуратуре. В начале мая он был принят Госдумой в последнем чтении и завтра будет рассмотрен на пленарном заседании сената.
В преддверии этого события профильный комитет обсудил закон и заслушал заинтересованные стороны. При этом впервые публично прозвучала резкая критика законопроекта -- замгенпрокурора Сабир Кехлеров буквально возопил к сенаторам, сказав, что предполагаемые изменения могут вызвать глобальные и непредсказуемые последствия для всей российской правовой системы. Но члены комитета посчитали законопроект, наоборот, во всех смыслах полезным и рекомендовали верхней палате его одобрить. В результате шансов избежать реформы у прокуроров уже почти не осталось. Если учесть обстоятельства и поистине фантастическую скорость подготовки законопроекта, то вероятность, что после СФ президент не утвердит его, крайне мала.
Этот законопроект был внесен в Госдуму в марте группой депутатов, как сообщали СМИ, по инициативе администрации президента. За два месяца он прошел все стадии обсуждения и был принят уже 11 мая. При этом даже среди депутатов документ широко не обсуждался. Обычно парламентарии говорили, что речь идет лишь о небольшой реформе прокуратуры -- создании в ее структуре нового подразделения.
Однако из текста законопроекта следует, что речь в нем идет о куда более глобальных реформах всей правоохранительной системы. Во-первых, предполагаемый СК будет иметь отношение к прокуратуре лишь номинально. Реально это будет самостоятельная служба -- достаточно сказать, что ее глава согласно законопроекту хоть и будет иметь статус замгенпрокурора, но назначаться будет по той же схеме, что и сам генпрокурор -- по представлению президента. То есть фактически речь идет о создании нового ведомства. Во-вторых, вопросы создания СК в законопроекте занимают далеко не главное место. Основная его часть посвящена лишению собственно прокуратуры большинства нынешних полномочий. Предполагается, что прокурор больше не будет иметь права сам возбуждать уголовные дела и потеряет рычаги воздействия на следователей других правоохранительных структур. То есть речь идет о частичной ликвидации прокурорского надзора и, следовательно, об изменении взаимоотношений между всеми силовыми ведомствами. Вместо прокурора за законностью расследования уголовных дел, как предполагается, в основном будут надзирать представители самих ведомств, которые их ведут, -- МВД, ФСБ и др. Они же получат право сами решать вопросы о необходимости возбуждения уголовных дел, или, наоборот, их закрытия без чьего-либо разрешения. Прокуроры смогут влиять на работу следствия в основном лишь при передаче дела в суд.
В Генпрокуратуре изначально выражали недовольство законопроектом, но очень осторожно, говоря о его «несбалансированности». Пришедший же вчера в сенат замгенпрокурора Сабир Кехлеров, видимо, не удержался и впервые заявил о непродуманности документа и его возможных тяжелых последствиях. «Мы предлагаем сделать эксперимент над людьми, -- сказал он. -- Это следствие, это касается конституционных прав граждан. Предлагается разрушить работающую единую систему. Представленный вариант законопроекта противоречит Конституции и международным нормам. Органы прокуратуры за последнее время отклонили 1,5 млн обращений, касающихся отказа в возбуждении уголовных дел (другими правоохранительными органами. --
Ред.). И если мы лишим прокуратуру функций надзора, не приведет ли это к масштабным нарушениям прав человека?»
Но члены комитета г-ну Кехлерову не вняли. Они лишь отметили, что законопроект, наоборот, «будет способствовать более эффективному расследованию уголовных дел» и сделает саму прокуратуру «более самостоятельным и независимым органом». Таким образом, новую «революцию» правоохранительная система может пережить уже в сентябре. Согласно законопроекту в силу он вступит через 90 дней после принятия.