Совет директоров «Газпрома» принял вчера к сведению информацию о комплексной программе деятельности концерна на зарубежных рынках, стратегической целью которой является создание «глобальной диверсифицированной энергетической компании, мирового лидера нефтегазовой отрасли». Между тем в Европе продолжают судорожно искать ассиметричные меры по снижению зависимости от энергоносителей из России.
Желание Брюсселя дать дорогу проектам, по которым планируется транспортировать в ЕС «нероссийский» газ, настолько велико, что чиновники наступили на горло собственной песне о безусловности либерализации рынков. Так, вчера было объявлено, что владельцам нового газопровода «Посейдон» между Грецией и Италией будет позволено эксклюзивно распоряжаться большей частью пропускной способности трубы. Помимо прочего в ЕС дают Москве понять, что готовы применять двойные стандарты к игрокам на рынке, и возможности либерализации (как и недра в России) могут быть доступны не для всех.
Ранее Еврокомиссия усиленно боролась за равный доступ поставщиков к инфраструктуре и даже грозила принудительно разделять компании на транспортирующие и реализующие газ. А объяснение нынешнему решению, противоречащему такой политике, простое -- новый газопровод должен позволить доставить в Италию часть газа
с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз». И дать другим потенциальным поставщикам -- Казахстану и Туркменистану -- позитивный сигнал о перспективности маршрута экспорта в обход России. Характерно, что решение антимонопольных органов ЕС, не вписывающееся в концепцию либерализации рынка, было принято через считанные дни после того, как
президенты России, Казахстана и Туркменистана подписали декларацию о строительстве нового Прикаспийского газопровода. В случае реализации он сделает по сути невозможными альтернативные газотранспортные проекты в регионе, ведь для них газ на Каспии есть только в теории.
Борьба за заполнение восьмимиллиардного «Посейдона» -- это лишь прелюдия к более серьезным газотранспортным баталиям. За то, чтобы поставлять газ на юг Европы, уже борются проект Nabucco (из Турции в Австрию транзитом через Балканы), который двигает австрийская OMV при поддержке Брюсселя, и Южно-Европейский газопровод (проект «Газпрома» и венгерской MOL) из Турции в Северную Италию. Впрочем, нельзя исключать, что, несмотря на все усилия Брюсселя по диверсификации поставок, эти проекты могут быть объединены. Уже сегодня российская делегация во главе с Владимиром Путиным прибудет в Австрию. Газовое сотрудничество будет главной темой в повестке визита. Более того, как сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на австрийскую Счетную палату, «Газпром» и лидер Nabucco намерены одобрить документ под названием «Меморандум о договоренности на поставку газа в Центральную и Восточную Европу». А президент Австрии Хайнц Фишер в интервью Интерфаксу заявил, что «Газпром» может «использовать Nabucco для поставки дополнительного объема газа в Европейский союз».
Проект «Посейдон» предусматривает строительство трубы по дну Адриатического моря длиной 212 км от греческого Ставролименаса до итальянского Отранто. В 2002 году о его строительстве договорились госкомпания DEPA со штаб-квартирой в Афинах и крупнейшая частная компания на энергетическом рынке Италии Edison. Ежегодная пропускная способность запланирована на уровне 8 млрд кубометров. Начало прокладки намечено на 2008 год, а пуск в эксплуатацию -- на 2011-й. Параллельно участники проекта договорились с турецкой Botas построить газопровод, соединяющий системы Греции и Турции. Весь проект с учетом сухопутной трубы на греческой территории оценивается в 950 млн евро (морской участок, который стороны будут финансировать совместно, -- в 350 млн). При этом ЕС заявлял о готовности взять на себя 40% затрат.
И вот теперь для того, чтобы гарантировать инвесторам отдачу, Брюссель поступился собственными принципами. В качестве аргументации Еврокомиссия приводит тезис о том, что газопровод «позволит Edison, конкуренту концерна Eni, который обладает подавляющим доминированием на итальянском энергетическом рынке, состязаться с монополистом более эффективно, так как Edison теперь будет контролировать свой собственный источник для импорта газа», а DEPA, не представленная на рынке Италии, получит шанс усилить конкуренцию. Кроме того, ЕС ожидает, что по газопроводу скорее всего будет транспортироваться газ «нетрадиционных» поставщиков, а значит, зависимость от главных экспортеров сырья в Европу -- России, Норвегии и Алжира -- будет снижаться.
Прежде всего эти ожидания связаны с поставками азербайджанского газа через Турцию. Как известно, еще в середине 1990-х годов Государственная нефтегазовая компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) подписала с Botas долгосрочный контракт на поставку 6,6 млрд кубометров газа с «Шах-Дениза». Поставки стартуют в текущем году. После увеличения добычи газа до 16 млрд кубометров в 2012 году экспортные возможности Азербайджана позволят заполнить «Посейдон».
Правда, пока никаких контрактов по загрузке нового газопровода не заключено. Поскольку остается договориться о транзите с Турцией. И в этом вопросе ожидается острая конкуренция между ГНКАР и «Газпромом». Как известно, российский концерн уже с 2010 года должен поставлять в Турцию по «Голубому потоку» по 16 млрд кубометров. Не считая обязательств по действующему Трансбалканскому газопроводу (еще около 10 млрд кубометров). И не факт, что весь этот объем будет востребован турецкими потребителями. А значит, открывается возможность для его транспортировки далее на Балканы и в качестве политического анекдота в Израиль. Проблема в том, что в Анкаре видят себя не только в роли транзитера, но и перепродавца газа в Европу или по крайней мере партнера по его реализации. И постараются максимально использовать противоречия между двумя поставщиками для получения дополнительных выгод.