Член правления РАО Владимир АВЕТИСЯН, в сфере деятельности которого лежит продажа энергосбытовых активов, вчера после торгов прокомментировал журналистам особенности аукционов, в том числе и ответил на вопрос о том, завышена была стартовая цена или нет.-- На мой взгляд, объективная рыночная оценка уже была заложена в рамках начальной цены аукциона. Но то, что сегодня произошло на торгах по нижегородской компании, вселяет в нас очень серьезный оптимизм. Это значит, есть конкуренция, есть будущее у этого бизнеса. И то, что мы получили сегодня практически трехкратное увеличение цены, думаю, в дальнейшем мы будем учитывать в своей работе над продажей других компаний.
-- Вас не смущает, что на многих аукционах продажи состоялись по стартовой цене?-- Конечно, я бы хотел, чтобы на каждом лоте повторялась ситуация по продаже Нижегородской сбытовой компании, но объективно мы понимали, что рыночная оценка достаточно близка к спросу на эти компании, это практически стартовая цена нашего аукциона. Не могу сказать, что я очень разочарован, что компании были проданы по стартовой цене -- скажем осторожно: не все мои ожидания сегодня оправдались. Тем не менее я считаю, что это успех, и если мы таким же образом, такими же темпами будем двигаться дальше, то мы выполним ту задачу, которую перед нами поставил совет директоров в части продажи энергосбытовых компаний, и, естественно, выручим за них очень серьезную и солидную сумму, которая придет в бюджет РАО «ЕЭС России».
-- Какую сумму вы хотите выручить?-- По итогам потом посчитаем и уточним все.
-- Планы какие-нибудь есть?-- Планы есть.
-- Назвать не можете?-- Пока нет.
-- Чем интересна инвесторам именно Нижегородская энергосбытовая компания?-- Вы знаете, на мой взгляд, все участники и сегодняшних торгов, и предстоящих в будущем торгов -- это профессиональные участники этого сектора экономики. Они очень хорошо знают конъюнктуру, очень хорошо знают регионы, и там, где нет явной доминанты той или иной компании, и возникает конкурентная ситуация. Что и было продемонстрировано сегодня.
--
Насколько инвесторам в принципе интересен энергосбытовой бизнес?-- Я не скажу ничего нового. Энергосбытовая деятельность как бизнес -- это конкурентный сектор энергетического рынка, здесь, конечно, высоки риски, но и при определенных условиях достаточно высокая доходность. Поэтому те, кто видит свое будущее в энергетическом бизнесе, те, кто участвует в других сегментах этого бизнеса, в том числе и в генерации, в любом случае обращают свое внимание и на энергосбытовые компании. Поэтому происходит то, что мы сегодня видим, -- люди верят в реформу, люди верят в ее итоги, которые мы сейчас уже начинаем подводить, и люди верят в будущее энергетики.
-- Иностранные участники были сегодня на аукционах?-- Сегодня, насколько я видел и насколько я знаю профессиональных участников этого рынка, иностранных участников не было.
-- Чем вы можете это объяснить?-- Ну, я не думаю, что здесь есть какие-то рамки, которые не позволяют иностранным участникам двигаться в этом процессе. Скорее, они ищут партнеров, и такие случаи уже есть. И если сегодня пришла российская компания, это не значит, что нет каких-то договоренностей или создания консорциумов с серьезными игроками этого рынка -- иностранцами. На мой взгляд, они (иностранные энергоконцерны. --
Ред.) сегодня серьезно готовятся к предстоящим IPO генерирующих компаний и, видимо, стратегию сосредоточили в основном на этом.
-- Вы и ваши соратники ранее говорили, что эффективно, когда генерация и сбыт либо находятся у одного владельца, либо управляются из одного центра. Вы не изменили эту точку зрения?-- Я не считаю, что это обязательные элементы, и я не считаю, что этого не может быть. Это скорее взгляд самого бизнесмена на тот бизнес, которым он либо владеет, либо управляет. Участие сегодня в аукционах на покупку энергосбытовых активов таких компаний, как КЭС -- они владеют очень серьезными генерирующими активами, -- это подтверждение моих слов. Их стратегия как раз лежит в этих рамках.
-- Значит ли это, что невыгодно владеть сбытовыми компаниями одного региона участникам извне?-- Конечно, не значит, абсолютно не значит! Это не может быть связано напрямую, вы же понимаете. Это взгляд того или иного бизнесмена на стратегию его бизнеса в электроэнергетике. Вот «Транснефтьсервис С», например, не владеет генерацией, но занимается энергосбытовым бизнесом. Что вполне нормально. И это здорово.