Министр иностранных дел Польши Анна Фотыга считает, что «российский запрет на ввоз польского мяса не имеет никаких иных оснований, кроме политических». А
снятие эмбарго «было бы рассудительным решением» и именно тем шагом, которого ждет ее страна. Об этом она сказала вчера во время краткого брифинга после открытия трехдневного журналистского форума в польском курортном городе Закопане «Притяжение Центральной Европы: стать ближе, чтобы двигаться дальше».
Накануне в польской прессе министр назвала эмбарго на польское мясо «разновидностью объявления войны». Но вчера она попросила не уделять слишком большого внимания этому высказыванию. «Я впервые говорила не как дипломат, а как специалист по внешней торговле. Как экономист по образованию я понимаю, что эмбарго крайняя по остроте мера воздействия, последний довод в строительстве двусторонних отношений, -- сказала министр. -- Польские продукты тщательно проверяются, и мы уверены в их качестве. В каждой системе можно найти свои недостатки, и в мире достаточно распространены экономические преступления, для использования таких жестких средств, как эмбарго, оснований нет».
«Мы понимаем, что Россия хочет сохранить лицо, -- пояснила Анна Фотыга. -- С нашей стороны незадолго до саммита Россия--Евросоюз 18 мая в Самаре представитель Польши в Брюсселе заявил о готовности передать вопрос о поставках польского мяса в Россию в компетенцию Евросоюза и пойти на уступки в вопросе мандата на переговоры между Россией и ЕС. (Имеется в виду вето, наложенное Польшей на переговоры о новом соглашении между Россией и ЕС взамен действующего, срок которого истекает в конце 2007 года. --
Ред.) Это был жест доброй воли с нашей стороны, но в России на него не отреагировали. Хотя я уверена, что проблему эмбарго удастся преодолеть».
Анна Фотыга посетовала, что слишком поздно получила приглашение российского министра иностранных дел Сергея Лаврова посетить Москву, и отказ от визита отнюдь не был демонстративным. «Мы заинтересованы в нормализации отношений с Россией. Тут необходима политическая воля, и с нашей стороны она есть. Я хочу разговаривать с российскими коллегами. В польском и российском обществе есть большой потенциал взаимной симпатии, и у политиков нет повода вести себя иначе. Во время недавнего визита министра иностранных дел России в Варшаву мы наметили целый ряд вопросов, которые могли бы быть разрешены после снятия эмбарго на поставку польской продукции. Консультации на уровне министерств сохраняются. Продолжается культурный обмен: открытие Польского дома в Петербурге было очень милым шагом. Нет никаких проблем с визами, мы хотим продолжать быть открытой страной», -- сказала министр.
Помимо снятия эмбарго на поставки мяса в Россию Польша, как известно, поднимает тему дополнительных гарантий своей энергетической безопасности. «Надо понимать наши опасения. Россия является монопольным поставщиком энергоносителей в Польшу, -- пояснила г-жа Фотыга, отвечая на вопрос «Времени новостей». -- Мы считаем необходимым диверсификацию поставок энергоносителей. Но Россия в любом случае сохранит свое положение важнейшего поставщика». Министр возлагает надежды на проект альтернативного трубопровода Одесса--Броды--Плоцк, который обеспечит Польше доступ к морским поставкам углеводородов. «Это хороший проект с большим потенциалом для развития. Россия ничего не потеряет, если он будет реализован. Этот проект позволит нам вздохнуть с облегчением и сделать более цивилизованными энергетические отношения в нашей части Европы. Диверсификация поставок никак не угрожает потенциалу России в части продажи энергоносителей, более того, она могла бы модернизировать свои собственные транзитные трассы».
Министр подчеркнула, что Польша «не имеет ни возможности, ни желания бороться с Россией и не может ей ничем угрожать». Что касается проекта размещения на территории этой страны элементов американской системы противоракетной обороны, который в Москве вызывает нескрываемую тревогу, то Польша пока лишь начала соответствующие переговоры с Соединенными Штатами. «Для этого мы создали комиссию с участием представителей моего министерства и министерства обороны, в которую входят также руководители генштаба и спецслужб. Мы ведем переговоры, результат которых отнюдь не является предопределенным. Хотя элементы системы ПРО уже размещены в Великобритании и Дании, и они установлены там без всякой дискуссии. В современном мире много вызовов, и обеспечение безопасности Польши -- задача польского парламента и правительства».