Время новостей
     N°86, 22 мая 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.05.2007
Электрический круг
Реформа энергетики свелась к установлению правительственного контроля над отраслью
Реформа электроэнергетики, которую Анатолий Чубайс задумал для либерализации отрасли, постепенно приходит к тому, что без государственного контроля в этой сфере все же не обойтись. Вчера на встрече с Владимиром Путиным глава РАО заявил: "Правильно было бы, если бы с учетом реорганизации РАО «ЕЭС» в правопреемниках РАО «ЕЭС» в будущем году появилось одно из министерств в правительстве, что, на наш взгляд, только усилило бы ответственность за исполнение документов (инвестиционных программ энергокомпаний. -- Ред.)».

Иными словами, речь идет о том, чтобы государство взяло на себя часть функций РАО. В начале реформы г-н Чубайс выступал категорически против такого развития событий и настаивал на том, чтобы государство присутствовало только в монопольных компонентах электроэнергетики -- сетевом и диспетчерском хозяйстве, а также в гидрогенерации. Но когда стало понятно, что политика поменялась и государству этого мало, а Кремль может приостановить завершающую фазу преобразований, глава РАО решил сам высказать неприятное для себя предложение президенту страны. Очевидно, говорит кремлевский источник "Времени новостей", что оно найдет решение при формировании нового правительства: "Идея создания отдельного министерства энергетики все больше овладевает умами".

Как известно, по плану реформирования электроэнергетики РАО «ЕЭС» должно прекратить свое существование 30 июня следующего года. Эту дату Анатолий Чубайс на днях предложил записать во все законы и правительственные постановления о преобразованиях в отрасли. После этого в электроэнергетике останутся подконтрольные государству Федеральная сетевая компания и Системный оператор -- Центральное диспетчерское управление, а также частные оптовые и территориальные генерирующие компании, сбытовые, ремонтные и так далее. Оптовая продажа электроэнергии должна идти на торговой площадке Администратора торговой системы и по двусторонним договорам между покупателями и продавцами. Энергоснабжением населения и социально значимых объектов должны заниматься энергосбытовые компании, имеющие статус гарантирующего поставщика. Анатолий Чубайс при этом не раз в своих выступлениях подчеркивал, что в отрасли «рынок все отрегулирует» -- вмешательства государства в частную электроэнергетику категорически не нужно, ибо частные инвесторы решат все проблемы намного эффективнее.

Но случившаяся 25 мая 2005 года серьезная энергоавария в Москве весьма сильно повлияла на эту логику. Выяснилось, что не было координации действий различных структур в чрезвычайной ситуации. И на то, что оборудование давно выработало свой ресурс, никто внимания не обращал. А потому у государства не было полной уверенности в том, что частные инвесторы будут заботиться друг о друге и исключат возможность подобных аварий.

Именно тогда свою экспансию в электроэнергетику начал «Газпром». Сегодня он должен стать контрольным акционером «Мосэнерго» (компания, объединяющая почти все электростанции столицы и Подмосковья). Источники на энергорынке утверждают, что государственному газовому монополисту будет подконтрольна и энергогенерация северо-запада. Однако контролировать всю российскую электроэнергетику «Газпром», очевидно, не готов, да и вряд ли он в состоянии это делать. А потому необходимо было искать альтернативный путь контроля над отраслью, как и говорил Владимир Путин в 2003 году: «Если вы меня спросили, нужно ли это (реформу. -- Ред.) делать по Чубайсу, я вам могу сказать: нет. Делать нужно по уму. Ничего болезненного здесь нет. Я к Анатолию Борисовичу отношусь с огромным уважением, но он руководитель компании. Мировая практика показывает, что структура сама себя изменяет и реструктуризирует не всегда плохо, но всегда при учете своих собственных интересов. А правительство должно принять решение в интересах всего государства... Это тот случай, когда мы должны, используя терминологию, предложенную нам, по-моему, еще Гиппократом, действовать по известному принципу «не навреди».

По логике нынешней политической обстановки, не навредить можно только одним способом -- поставив все процессы в отрасли под контроль государства. Тем более что создавать реальную конкуренцию в отрасли практически никто не намерен -- финансово-промышленные группы, скупившие крупные пакеты в генерации и сбыте, больше заинтересованы в создании низких цен на энергию для своих производств.

В РАО вчера пояснили, что передать одному из министерств можно было бы такие функции, как контроль за строительством и модернизацией энергообъектов, координация работ, разработка и координация инвестпрограмм, составление энергобалансов, а также руководство работами при аварийных ситуациях. При этом «задавать методологию» рынка, как представляется энергетикам, должен совет рынка из числа представителей государства и крупных энергокомпаний. Источник в Кремле утверждает, что предложение г-на Чубайса не спонтанное, оно давно обсуждается и, судя по всему, не имеет оппозиции. На вопрос, не может ли такое министерство стать будущим местом работы самого Анатолия Чубайса, чиновник отвечает однозначно: "Это нереально".

Впрочем, подготовку к контролю над работой частных инвесторов РАО уже начало. Оно стало фактически навязывать заключение инвестиционных меморандумов с потенциальными покупателями акций генерирующих компаний. В этих документах записывается, что РАО (а в дальнейшем его правопреемник) будет контролировать исполнение инвестиционной программы. На рассмотрение совета директоров энергохолдинга этот вопрос должен быть вынесен в ближайшее время. Эксперты критиковали такой подход либерала Анатолия Чубайса, указывая, что нужно либо не допускать частных инвесторов в отрасль, либо развязать им руки. Но никак не действовать подобными «полумерами».

Владимир Путин, указав вчера, что «в ходе работы над реорганизацией отрасли были приняты в последнее время определенные решения: сроки немного сдвинуты, роль и значение государства возросли», задал вчера главе РАО и такой вопрос: «Не будет ли в связи с определенными решениями в этих сферах каких-то ограничений для входа на рынок частных инвесторов?» Анатолий Чубайс ответил: «Вы задали вопрос: источники, которые будут получены от инвестиций, от IPO генкомпаний (имеются в виду средства. -- Ред.), -- обеспечим ли мы их приход в сами генкомпании? Не упустим ли мы эти деньги в результате? Это отдельная задача, по которой нами проработан и обсужден на совете директоров набор решений. Доложим их правительству. Это решения, которые позволяют эти деньги сразу же положить на специальный счет в банке. Это решения, которые вводят генерального подрядчика, который подписывает договор на весь объем работ в целом и привязан к этому источнику. Наконец, самое главное -- соглашения акционеров и инвесторов, по которым он (инвестор. -- Ред.) обязывается на эти источники средств, которые вложены, построить объекты. Здесь с самого начала инвестор понимает, что он не просто покупает компанию -- он должен построить этот блок в такие-то сроки. Если его устраивает это, тогда он приходит на IPO».

Но тут же президент уточнил: «А если не выполняются эти условия? Мы это проходили в прежние годы: компании подписывали и ничего не делали». Г-н Чубайс согласился: «Это правда. Мы считаем, что в соглашениях, которые мы предусматриваем, речь должна идти о реальной ответственности за их исполнение, вплоть до финансовой ответственности за неисполнение». «В документах должны быть прописаны какие-то санкции?" -- спросил Владимир Путин. «Собственно, это я и имел в виду. Но если нет РАО «ЕЭС», а санкции прописаны, тогда вопрос в том, кто будет обеспечивать их исполнение».

Однако основной для инвесторов вопрос состоит не в ответственности за неисполнение инвестпрограммы, а в возможности ее корректировки в случае нахождения более эффективных решений. Об этом вчера не говорилось. Ранее сообщалось, что РАО в целом не против таких корректировок, но намерено их согласовывать.

Но что бы ни желало РАО, в отсутствие главного документа электроэнергетики -- Генеральной схемы размещения энергообъектов до 2020 года, которую правительство, приняв в апреле за основу, направило на доработку (а по сути, на полную переработку), -- все инвестиционные планы де-факто пока являются скорее виртуальными, чем реальными. А генсхема будет утверждена только тогда, когда будет согласована, с одной стороны, «Газпромом» и угольщиками как поставщиками топлива, а с другой, другими крупными игроками энергорынка. Пока такого согласования не было. И не будет до тех пор, пока газовый монополист не представит свою генеральную схему развития на долгосрочный период. А этого в самое ближайшее время пока не ожидается. Судя по всему, этот вопрос в числе прочих обсуждали Владимир Путин и Анатолий Чубайс за закрытыми дверями. Но о результатах этого разговора не сообщается.




Три миноритарных акционера РАО "ЕЭС России" -- "Газпром", "Норильский никель" и Сибирская угольная энергокомпания -- подали заявки на создание спецхолдингов, которые необходимы для обмена акциями тепловых генерирующих компаний, сообщил Интерфаксу источник, знакомый с ходом сбора заявок. Срок подачи соответствующих заявок истек вчера. По его словам, в частности, "Газпром" представил в РАО свои предложения по обмену активами с Федеральной сетевой компанией и "ГидроОГК", которым достанутся причитающиеся государству пакеты акций тепловых генкомпаний. В результате обмена газовый концерн надеется получить контроль в ОГК-2 и ОГК-6, небольшую (около 15%) долю в "Кузбассэнерго" и миноритарный пакет в "Мосэнерго", в которой «Газпром» сегодня должен стать контрольным акционером. Остальные акционеры РАО смогут распоряжаться пакетами акций энергокомпаний, которые достанутся им в результате реорганизации энергохолдинга, после полного завершения процесса этой реорганизации. «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»

Николай ГОРЕЛОВ