Время новостей
     N°87, 23 мая 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.05.2007
Интеграция в рабочем порядке
«Европа--Россия--Европа» в Третьяковской галерее
Открывшаяся в ГТГ на Крымском валу экспозиция приурочена к двум знаменательным датам: 150-летию Третьяковки (выставка закрывает юбилейный год музея) и 50-летию подписания Европейским союзом Римского договора, давшего старт европейской интеграции. Из 48 музеев 28 стран Евросоюза привезены произведения (чаще -- по три от каждого собрания), которые, с одной стороны, могут максимально свидетельствовать о своеобразии художественной школы страны-участницы, с другой -- способны отвечать за коммуникабельность, общительность, исполнять дипломатические функции.

Необходимо отдать должное куратору, главному хранителю ГТГ Екатерине Селезневой: она попыталась создать выставку по образцу проектов contemporary art, принятых в рамках международных фестивалей «интеграционной ориентации». Принципиально чтение статьи госпожи Селезневой в каталоге выставки. Там прописаны «концептуальные ориентиры», как то: культурная и политическая модернизация, открытое общение, новая реальность индустриального, медийного мира. Приглашенные из разных стран и музеев произведения эти темы будто бы артикулируют в историческом развитии, от Средних веков до сегодняшнего дня. Совсем так же, как в материалах разных биеннале отдельные акценты в теоретической платформе куратора ставятся на проблемах глобализации, идентификации. Статью каталога Екатерина Селезнева украшает цитатами модных западных критиков: Акилле Бонито Оливы, Томаса Вульфена, Николя Буррио.

Вот во время посещения многих биеннале, форумов и фестивалей, сопряженных с темой артответственности за современный мир во всем мире, я удивлялся тому, как скучно современное искусство, которое «подверстывается» под сложносочиненные тексты о глобализации, консюмеризме, феминизме, рынках и кризисе идентичности. И причина, наверное, в том, что модные темы форумов современного искусства очень часто превращаются в псевдофилософское политкорректное обмусоливание пустоты, набор трюизмов. А искусство эти клише обслуживает. И тогда я радовался: а ведь творчество старых мастеров упаковать в этот экологически чистый целлофан из глобального супермаркета не удастся! Создателям выставки в Третьяковской галерее, наверное, удалось...

Конечно, честь и хвала музейному дружеству, благодаря которому мы имеем способность созерцать отдельные великие шедевры Тициана, Кранаха, Базелитца, Бранкузи, Риберы, Тернера, выстраивать тончайшие параллели между иконописью Древней Руси и другими поствизантийскими центрами христианского искусства: Кипром, Румынией; отдавать должное отдельным опусам нового искусства Европы, к примеру видеофильму «Пиета» голландской художницы Эржебет Баарфелдт о терзаниях глиняной плоти и душевных травмах вдохнувшего в свои творения жизнь художника... Это все частные радости, реакция на отдельные шедевры... В целом же лейтмотивы выставки конституируются исключительно в русле принятой культурной дипломатии, а не в оригинальных искусствоведческих, художественных идеях. И поскольку большинство привезенных картин и скульптур не грешит гениальностью, а скорее честно презентует нормальный уровень той или иной европейской школы, постольку случившийся саммит искусств можно назвать интеграцией в рабочем порядке.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки