Несмотря на острое нежелание официальных властей столицы расставаться с приносящим доходы муниципальным имуществом, московскому правительству все же пришлось признать, что федеральное законодательство, обязавшее горадминистрации к 2009 году избавиться от непрофильных активов, пока пошло городу только на пользу. «Мы начали выгребать из хаоса неудовлетворительной деятельности наших ГУПов», -- заявил вчера мэр Москвы Юрий Лужков на очередном заседании столичного правительства. В мэрии обсуждали результаты реализации вступившего в силу в январе 2006 года закона о местном самоуправлении, обязавшего муниципалитеты в течение трех лет перепрофилировать или приватизировать все находящееся на балансе унитарные предприятия.
По словам руководителя департамента имущества Владимира Силкина, к требованиям федерального законодательства в московской мэрии по-прежнему относятся неоднозначно. Однако городские власти признают, что и сами были не в восторге от менеджерских способностей чиновников среднего звена, и потому интенсифицировали процесс реорганизации ГУПов еще в 2003 году. За четыре года их число сократилось в три раза, большую часть из которых, 239 предприятий, ликвидировали потому, что они были «фактически недействующими». Параллельно осуществлялась и программа
приватизации унитарных предприятий. Ликвидация, как утверждает г-н Силкин, прошла достаточно безболезненно -- снижения прибыли и отчислений в бюджет города не произошло. Доходы же оставшихся ГУПов выросли в 2,5 раза главным образом за счет предприятий, обслуживающих строительно-архитектурный комплекс.
Однако рентабельность оставшихся ГУПов по-прежнему гораздо ниже, чем у предприятий, находящихся в частной собственности. По словам г-на Силкина, директора большинства городских предприятий уютно устроились под «госзонтиками» и не используют коммерческий потенциал своих вотчин. Поэтому к концу 2008 года чиновники департамента имущества планируют в основном посредством приватизации сократить число ГУПов с нынешних 475 до 80. Вот только на этот раз, опасаются чиновники, без проблем не обойдется, так как на кону оказались «реально действующие организации, оказывающие серьезное влияние на жизнедеятельность Москвы».
Уже в этом году городским властям необходимо реорганизовать 125 московских ДЕЗов путем разделения их на инженерные центры, которые, примкнув к префектурам, будут выполнять функцию единого заказчика, и управляющие акционерные компании со 100-процентным капиталом мэрии, которым предстоит выйти на рынок услуг обслуживания жилья. Префекты, по словам руководителя Восточного административного округа Николая Евтихеева, уже обеспокоены тем, как властям удастся в короткий срок преобразовать дирекции единого заказчика в самостоятельные коммерческие организации, если многие из них имеют крупные кредитные долги и «выпустить их на рынок в таком состоянии невозможно».
Кроме того, департамент имущества так и не пришел к консенсусу с отраслевыми департаментами транспорта и связи и рынка и услуг города, а также с Москомархитектуры в вопросе о том, что делать с находящимися на их балансе предприятиями, «являющимися основным инструментом социальной и градостроительной политики города». Речь, в частности, идет о городских банях, спортивно-оздоровительных комплексах, школьно-базовых столовых и т.д. Промедление с принятием решения по ним, по словам Владимира Силкина, грозит этим предприятиям банкротством. Согласно вступающим в силу с 1 января 2008 года поправкам в бюджетный кодекс, ГУПы не смогут получать бюджетные средства и выступать городскими заказчиками, собственная же рентабельность, несмотря на стабильность работы, слишком низка. Чиновники полагают, что сохранить «свободу рук» в распоряжении этими предприятиями может такая форма управления, как государственные автономные учреждения, но для подобной реорганизации в Москве пока нет законодательной базы. Одним из вариантов решения проблемы может быть и «трансформация госпредприятий в казенные учреждения, которые пользуются преимуществами». Мэру Юрию Лужкову этот вариант показался предпочтительным.