|
|
N°86, 22 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Радиоактивный слух
Юг накрыло облаком ядерной паники
В минувший уикенд население Чечни и Карачаево-Черкесии сметало с полок йод. В Краснодаре в огромных количествах запасались бутиллированной водой и консервами. Ростовчане скупали красное вино, чтобы выводить из организма радионуклиды. Жители Луганской и Донецкой областей обзванивали донских родственников, пытаясь выяснить, куда же все-таки идет радиоактивное облако с Волгодонской АЭС. В аварию, которой не было, поверило по меньшей мере полмиллиона человек. Официальным представителям властей и МЧС стоило огромных усилий успокоить население.
Подобное уже случалось в регионе. Последний раз -- шесть лет назад, когда в Ростове-на-Дону за считанные часы из аптек исчез весь йод, а едва ли не каждый второй житель Дона овладел псевдоспасительным народным рецептом борьбы с радиоактивным облучением: «пять капель йода на стакан воды». Как и сейчас, паника случилась в выходные: по всей Ростовской области мгновенно распространился слух о том, что на Волгодонской атомной станции произошла авария. Опровергать его было просто некому. По следам того виртуального ЧП даже были приняты специальные пропагандистские меры. Вместе с прогнозом погоды на Дону стали ежедневно сообщать о текущем радиационном фоне. Волгодонская АЭС создала специальный центр, который максимально широко и оперативно стал информировать обо всех, в том числе крайне малозначительных событиях вокруг станции. Волгодонск стали регулярно посещать представители всевозможных экологических организаций. Атомщики принялись чуть ли не ежемесячно отчитываться о работах по повышению безопасности ВоАЭС. Но и это не помогло.
Правда, на этот раз центром паники стал не Ростов, а Краснодар. Как сообщил начальник управления МЧС по Краснодарскому краю Петр Ефремов, на единый телефон спасения за двое суток позвонил каждый десятый (!) житель Кубани, обеспокоенный якобы надвигающимся из Волгодонска радиоактивным облаком. Когда количество звонков зашкалило за 300 тыс., кубанское управление МЧС оказалось физически не в состоянии реагировать на настоящие ЧП.
К 17.00 воскресенья в Краснодаре возникли длинные очереди за бутиллированной водой и консервами -- люди всерьез готовились в подвалах пересидеть ядерное заражение. И только к вечеру (в 19.22) эмчеэсники догадались разослать всем владельцам мобильных телефонов SMS с официальным опровержением информации об аварии на Волгодонской АЭС. Ростов, который предыдущими похожими псевдо-ЧП отчасти привит против ядерных слухов, реагировал намного спокойнее. Здесь панические настроения подогревались только звонками с юга: обеспокоенные кубанцы трезвонили ростовским знакомым с просьбой рассказать правду о Волгодонской АЭС, попутно делясь «абсолютно точными данными», что чиновники краевой администрации якобы уже спешно эвакуируют свои семьи дальше на юг, в сторону Сочи.
Между тем единственный энергоблок ВоАЭС еще в середине апреля был остановлен на ежегодный плановый ремонт и даже теоретически не мог быть источником аварии и радиоактивного выброса. Что касается второго энергоблока, то он только строится и ядерное топливо в него пока не загружалось. Вечером об этом в эфире федеральных телеканалов сообщили представители «Ростехнадзора» и «Росэнергоатома».
Правда, на следующий день, в понедельник, в Волгодонске действительно случилось небольшое ЧП: загорелась кровля в одном из законсервированных корпусов самого большого донского завода -- «Атоммаша». Пожарные быстро справились с огнем, а официальные лица поспешили сообщить, что предприятие сегодня никак не связано с ВоАЭС и, кроме того, с ядерными материалами никогда не работало -- выпускало лишь машиностроительную продукцию.
Интересно, что накануне «ядерного уикенда» в Волгодонске прошла вторая региональная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы строительства и безопасной эксплуатации Волгодонской АЭС». Как и все подобные мероприятия, конференция была призвана еще раз уверить население в надежности существующей станции. Однако для людей, которые еще очень хорошо помнят обстоятельства аварии на Чернобыльской АЭС, такая профилактика, о чем лишний раз свидетельствуют минувшие выходные, оказывается неэффективной и бесполезной.
Лариса НИКИТИНА, Ростов-на-Дону