|
|
N°235, 24 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Операция «Красный нос»
И другие приключения швейцарского пьяницы
В предновогодние недели швейцарцам улыбается с афиш олень с красной пуговкой носа. Это эмблема операции «Красный нос», цель которой предотвратить в праздничные дни пьяные аварии на дорогах.
Легенда гласит, что из-за цвета своего носа олень был изгнан из стада, в отчаянии одиноко бродил по лесу и встретил заблудившегося Деда Мороза. Так олень стал героем, ведь его красный нос осветил Деду Морозу дорогу к детям.
Такими же героями становятся каждый год сотни добровольцев-водителей, которые развозят по домам людей, выпивших лишнего, принявших сильное лекарство или просто почувствовавших себя неважно. По вызову выезжает команда из трех человек: два водителя (один из них поведет машину запросившего помощь) и контролер, который следит за ходом операции.
Концепция безопасной доставки домой перебравшего водителя родилась еще в 1960 году в Швеции, шесть лет спустя ее завез в Женеву один страховой агент. Речь тогда шла о платной услуге, не находившей большого спроса. Но в 1984 году в Канаде организовали операцию помощи потенциально опасным водителям исключительно на добровольных началах. А в 1990 году «Красный нос» вернулся в Швейцарию -- некий врач провел ее у себя в кантоне Юра, идея быстро стала популярной во франкоязычных кантонах, а ныне охватывает уже почти всю страну.
В ходе операции «Красный нос» в канун 2001 года только в Женеве 427 водителей-добровольцев развезли по домам 1153 человека, проделав более 18 тысяч километров. Непременное условие: у вас должна быть машина, на которой вас и отвезут. Не обязательно ехать домой: можно отправиться и на другую вечеринку. В любом случае доставят вас бесплатно. Чаевые приветствуются, но они сдаются в специальные благотворительные фонды, финансирующие массовый спорт, досуг молодежи и культуру.
Главным спонсором операции, бюджет которой уже превысил 120 тысяч франков (около 87 тысяч долларов), является Touring Club Suisse -- Швейцарский клуб путешественников. Он видит свою задачу в том, чтобы обеспечить безопасность и свободу движения на дорогах «при любых обстоятельствах», и ежегодно организует кампанию по радио, призывая людей прибегать к услугам «Красного носа».
Нет отбоя и от желающих внести свой вклад в безопасность на дорогах, хотя им в отличие от остальных приходится отмечать праздник соком и минеральной водой. «Мы вынуждены отказывать многим желающим», -- говорит глава женевской операции Рене Аллеман. Резкое сокращение числа ДТП и пострадавших в праздничные дни стало мощным стимулом для людей во всех кантонах. «Наши ребята готовы работать без устали, -- рассказывает Аллеман. -- Порой нужно чуть ли не силой заставлять их устраивать передышку, ибо они сами могут представлять опасность на дорогах». Мечта «красноносых» -- ноль происшествий на дорогах, и они верят, что она осуществима.
Владимир ШУРОВ, Женева