Вчера парламент Киргизии очередной раз обсуждал, что делать с американской военной авиабазой
Ганси, расположенной в бишкекском аэропорту Манас. Вопрос был поднят депутатом Алманбетом Матубраимовым, которого взволновали приписываемые госсекретарю США Кондолизе Райс слова, обнаруженные им в Интернете. Из них следовало, что если американцы решатся атаковать Иран с воздуха, первый удар будет нанесен с авиабазы в Киргизии.
Согласно иранским источникам в Бишкеке, ответный удар Тегеран немедленно нанесет по тому месту, откуда были выпущены американские ракеты, то есть по киргизской территории. Депутат Матубраимов предложил всем ветвям власти -- президенту, правительству и парламенту -- объединиться в вопросе о пребывании американской базы в Киргизии, создающей, по его словам, ситуацию «полной политической блокады». «Никто к нам не может приехать, мы никуда не можем выехать», -- жаловался парламентарий.
Затем депутат Матубраимов обратился к коллегам с вопросом, который, как выяснилось, их озадачил не меньше, чем сообщение о возможной атаке со стороны Ирана. Парламентарий поинтересовался, есть ли у них какие-либо сведения относительно якобы размещенных американцами на авиабазе Ганси палаток, под которыми они построили двухэтажные здания.
На часть этих вопросов вчера же ответил спикер киргизского парламента Марат Султанов, собравший пресс-конференцию по итогам визита возглавляемой им парламентской делегации в Москву. Комментируя слухи о возможности использования
базы Ганси для ударов по Ирану, киргизский спикер повторил свои же слова, сказанные несколько недель назад послу США в Бишкеке Мари Йованович. «Американская база предназначена только для Афганистана, и если у нас возникнут какие-либо подозрения, что эта база предназначается для других целей, мы сразу поставим вопрос о прекращении ее работы», -- передает слова Марата Султанова киргизское агентство «Акипресс».
Президент киргизского института общественной политики, экс-министр иностранных дел Киргизии Муратбек Иманалиев заметил «Времени новостей», что база Ганси «не приспособлена для нанесения ударов, она является вспомогательной базой для перевалки грузов, и, очевидно, в этом качестве она не останется в стороне в случае гипотетических военных ударов США по Ирану».
Спикер Султанов поделился также своими соображениями по поводу
российской авиабазы в Канте близ Бишкека. «Основные силы там -- российские,
но все-таки это база ОДКБ, а значит, и Киргизстана, и мы не можем называть ее зарубежной», -- заявил г-н Султанов. А затем он рассказал журналистам: «Мы предложили российской стороне усилить базу ОДКБ в Канте, выразили заинтересованность в оказании ею помощи киргизской армии, усилении работы пограничных служб». На каком уровне, где и когда были сделаны эти предложения, спикер не уточнил.
По сведениям «ВН», в ходе визита Марата Султанова в Москву, где в конце минувшей недели он встречался с российским коллегой Борисом Грызловым, вице-премьером Сергеем Нарышкиным, председателем комитета Думы по делам СНГ Андреем Кокошиным, членами Совета Федерации, тема усиления российского военного присутствия в Киргизии не поднималась ни разу. Находящийся сейчас в Киргизии генсек ОДКБ генерал Николай Бордюжа, комментируя слова киргизского спикера, заявил, что «расширения авиабазы в Канте не планируется, все, что там нужно с точки зрения параметров базы, обеспечено». «Спокойно» относится генсек ОДКБ и к присутствию американской базы в Киргизии. «Ведь она была создана после консультаций с союзниками и руководителями Киргизстана, -- сказал генерал и добавил: -- Придет время, когда наступит стабилизация в Афганистане, и вопрос о целесообразности нахождения американской авиабазы отойдет на второй план».
Тем не менее заявления главы киргизского парламента могут свидетельствовать о том, что Бишкек разворачивает кампанию по информационному обеспечению предстоящего в августе этого года в киргизской столице саммита Шанхайской организации сотрудничества. На этом мероприятии судьба американской авиабазы Ганси может снова оказаться в центре внимания лидеров России, Китая и центральноазиатских стран СНГ. В 2005 году на саммите ШОС в Астане Вашингтону уже предлагали определиться со сроками вывода своих баз из Центральной Азии. В том же году американцы закрыли свою авиабазу в узбекском Ханабаде, но база в Бишкеке тогда устояла.