|
|
N°86, 22 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гринвичское "чаепитие"
Сгорел самый известный парусник Великобритании
Реставрация одного из самых популярных памятников колониального прошлого Британии -- быстроходного чайного клипера «Катти Сарк», судя по всему, перерастет в полное воссоздание этого уникального образца судостроения XIX века. Вчера простоявший много лет в специальном сухом доке недалеко от набережной Темзы бывшего лондонского пригорода Гринвича и временно закрытый для посетителей на время капитального ремонта парусник сгорел почти дотла. Согласно данным городской пожарной службы, в разразившемся в 4.45 утра пожаре пострадало более 80% судна. Большая часть корпуса корабля, несмотря на то что приехавшим на место возгорания восьми пожарным бригадам к 6.20 удалось потушить пламя, была существенно повреждена огнем. Глава распорядительной организации, занимающейся эксплуатацией и реставрацией музея «Катти Сарк» Ричард Доти опасается, что безвозвратно потеряно самое главное, а именно «оригинальный материал и прикосновение мастера». «Особенность 138-летнего «Катти Сарк», -- цитирует г-на Доти BBC, -- была в его деревянных брусьях и железном остове, которые побывали в морях Индии и Южного Китая».
Впервые клипер "Катти Сарк" водоизмещением 963 тонны был спущен на воду в 1869 году в Думбартоне и по замыслу его первого владельца Джона Уиллиса по прозвищу Белый Цилиндр должен был стать быстроходным транспортировщиком чая из Индии и Китая в Лондон. Однако успехов в торговых регатах он своему владельцу так и не принес. А из-за открытия Суэцкого канала "Катти Сарк" и вовсе оказался невостребованным, уступив место менее быстрым, но более надежным и вместительным судам.
Своей славы скоростного парусного судна «Катти Сарк» удостоился на маршруте Австралия--Великобритания, перевозя шерсть. Но на этот раз не оправдались финансовые надежды его владельца, и клипер был продан португальцам. На родину судно вернулось в 1922 году по инициативе британского энтузиаста капитана Уилфрида Доумана. «Катти Сарк» стал учебно-тренировочным судном, а в 1938 году был завещан лондонскому мореходному училищу. Еще через 14 лет заядлым любителям парусных судов удалось поставить клипер на вечную стоянку в Гринвиче, и с 1957 года "Катти Сарк", торжественно открытый как музей королевой Елизаветой II, принял на борт 15 млн туристов. Спартанская обстановка кают была восстановлена реставраторами, а подлинный запах чая, как уверяли музейщики, не выветрился из трюма с 1870-х годов.
Впрочем, в пожаре не пострадала почти половина находившегося на борту чайного клипера музея и уцелела часть обстановки благодаря тому, что экспонаты, воссоздававшие образ кают последнего парусного судна Британии, и даже часть обшивки корабля были вывезены на реставрацию. Сохранились также чертежи и детали описания первозданного «Катти Сарк», поэтому музейщики надеются вернуть лондонцам и гостям столицы туристическую изюминку старого Лондона. Однако посетители смогут ступить на палубу «последнего чайного клипера» не так скоро, как планировалось ранее.
В 2004 году фонду музея «Катти Сарк» удалось получить первую часть гранта на обширный реставрационный проект, и с 2006 года музей-судно был закрыт для туристов. Предполагалось, что к 2009 году будет отремонтирован поврежденный коррозией остов корабля, полностью заменена фальшпалуба и посетители смогут спускаться в эллинг, чтобы иметь возможность осматривать его трюм и днище. В общей сложности распорядители «плавучего музея» оценили реставрационные работы почти в 50 млн долл. и всячески привлекали желающих поучаствовать в судьбе предмета национальной гордости. Однако не успели они собрать все средства на реставрацию парусника-музея, как им пришлось взывать к меценатам за пожертвованиями для его полного восстановления. На официальном сайте музея «Катти Сарк» уже появился соответствующий меморандум, в котором говорится, что после вчерашнего пожара «судно как никогда нуждается в поддержке его друзей со всего мира».
Юлия ХОМЧЕНКО