|
|
N°235, 24 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мечта моряка
Михаил Касьянов осуществил морскую программу
В Петербурге в пятницу и субботу были большие «судные дни». Был спущен на воду очередной, четвертый по счету, танкер для ЛУКОЙЛа, подписан протокол о готовности к спуску сухогруза класса «Валдай» и заложен корвет для ВМФ России. Все эти мероприятия освятил своим присутствием премьер-министр Михаил Касьянов, который, кроме того, открыл новый портовый терминал, а в историческом здании Адмиралтейства провел первое заседание Морской коллегии России.
По сообщению Министерства природных ресурсов, на прошлой неделе Секретариат ООН официально зарегистрировал заявку России на расширение арктического шельфа. В конце 90-х годов петербургское ВНИИ «Океангеология» пришел к выводу, что российский шельф в Северном Ледовитом имеет площадь не 6 млн кв. км, как считалось до сих пор, а на 1,2 млн больше, причем под «приращенными» территориями скрываются месторождения нефти и газа объемом 4,9 млрд т условного топлива. Случайно или нет, но уточнение морских границ отечества совпало с первой за 10 лет закладкой крупного надводного корабля для ВМС России. В прошлую пятницу г-н Касьянов с помощью петербургского губернатора Владимира Яковлева, главкома ВМФ Владимира Куроедова и министра транспорта Сергея Франка привинтил закладную доску к первой секции корвета на «Северной верфи» и присвоил будущему судну название «Стерегущий».
Закладка «Стерегущего» происходила в том же эллинге, где стоит готовый к спуску сухогруз «Святой апостол Андрей», заложенный в январе этого года тоже при участии Касьянова. Премьер-министр, а вслед за ним и другие выступавшие не преминули указать на сухогруз как на яркую иллюстрацию жизненности морских планов правительства. Поэтичнее всех сформулировал эту мысль главком Куроедов. «Год назад я мечтал в этом здании, -- обратился он к работникам «Северной верфи», -- и вы поддержали меня в моих мечтах. Значит, в России можно мечтать, в России нужно мечтать».
В таком приподнятом настроении адмирал пообещал превзойти гражданских заказчиков (для которых «Северная верфь» строит серию из 10 судов того же класса, что «Апостол Андрей») и разместить здесь заказ на 20 корветов, аналогичных «Стерегущему». Корреспонденту газеты «Время новостей» не удалось немедленно выяснить, насколько эти планы ВМФ подкреплены финансово. Источники в руководстве верфи сообщили лишь, что до сих пор речь шла о финансировании пяти корветов. Выступивший вслед за г-ном Куроедовым гендиректор холдинга «Новые программы и концепции» (основного акционера верфи) Борис Кузык отметил, что «20 корветов -- это великая мечта завода, и эта цифра обязывает хорошо трудиться». Г-н Кузык также рассчитывает на экспортный потенциал подобных судов. По его данным, мировой рынок корветов до 2020 года оценивается в 16,6 млрд долл., или в 87 кораблей. «Северная верфь», считает г-н Кузык, может получить заказы на них от Китая, Индии, Ирана, Алжира, Ливии и ряда стран Азии.
На другом питерском судостроительном предприятии -- «Адмиралтейских верфях» -- премьер Касьянов спускал на воду танкер усиленного ледового класса «Саратов». ЛУКОЙЛ достраивает серию из десяти таких танкеров, пять из которых уже были сооружены в Германии. «Адмиралтейские верфи» в 1999--2000 годах также передали ЛУКОЙЛу три танкера. Теперь осталось спустить на воду (по плану в 2002 году) последнее из этой серии судно. Все танкеры способны самостоятельно преодолевать лед толщиной до полуметра, а значит, пригодны к использованию на любых арктических месторождениях, в том числе и на тех, которые Россия намерена взять под свою юрисдикцию. Каждый из танкеров водоизмещением 20 тыс. т стоит около 35 млн долл.
Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов сразу после спуска танкера рассказал журналистам, что пока суда используются для транспортировки нефти от причала Варандейского терминала (Ненецкий автономный округ) в Роттердам, но в конце 2002 года компания планирует начать морскую переброску нефти в Северную Америку.
В субботу, несмотря на мороз, Касьянов вышел на причал только что построенного в морском порту Санкт-Петербурга балкерного (т.е. предназначенного для перевалки сыпучих грузов) терминала и нажатием кнопки лично погрузил первые тонны удобрений в трюм приготовленного судна. Как пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» генеральный директор ЗАО «Балтийский балкерный терминал» Евгений Воловик, после торжественного пуска это суперсовременное предприятие приступит не к работе, как можно было бы ожидать, а к испытаниям установленного оборудования. Впрочем, реальный ввод его в строй ожидается к середине февраля. Министр транспорта России Сергей Франк заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что пуск нового терминала отвечает стратегической установке Минтранса на «возвращение российских грузопотоков из зарубежных транзитных портов в российские». В настоящее время, сказал министр, около 30% российских экспортно-импортных грузов переваливаются в портах Прибалтики, Украины и Финляндии. В течение восьми лет эту долю намечено снизить до 10%.
Официальной кульминацией визита премьера в северную столицу стало заседание Морской коллегии -- нового органа с не совсем ясными полномочиями, призванного сконцентрировать усилия государственных ведомств, причастных к водной и подводной проблематике. Возможно, именно неясность предложенных правил игры помешала участникам заседания осуществить организационный прорыв на этом направлении. После коллегии премьер смог сообщить журналистам лишь, что новый орган решил собираться почаще (не два раза в год, как предполагалось, а три) и что на ближайшем заседании в апреле Морская коллегия обсудит, как защитить рыбные ресурсы Каспия.
Виктор МАТВЕЕВ, Михаил КУКУШКИН, Санкт-Петербург