Экономическую ситуацию в России, связанную в том числе с масштабным притоком капитала, крупными заимствованиями корпоративного сектора, "Времени новостей" комментируют эксперты.
Игорь НИКОЛАЕВ, директор департамента стратегического анализа ФБК:-- О кризисе, дефолте и невозврате долгов говорить пока не приходится. О невозврате долгов можно говорить только в ситуации, когда берутся все новые кредиты, которые используют на то, чтобы расплатиться с прежними кредитами. Так было в 1998 году. Другое дело, что это тревожное явление, на которое, безусловно, надо обращать внимание. Сегодня надо строже анализировать, для чего мы так много берем в долг и почему такое возможно. И это при том, что у государства есть прямые инструменты для регулирования долговой политики любой госкомпании через участие в совете директоров.
Многие сейчас берут кредиты под новые слияния и поглощения. И часто здесь доминируют не чисто прагматические соображения, а тезис, получивший популярность не без помощи государства, что сегодня необходимо приобретать как можно больше. Но иногда этих приобретений вовсе не нужно, равно как и дополнительного бремени, связанного с расплатой по долгам.
Что касается опасений на предмет того, что заявленный предел инфляции в этом году не будет соблюден, то здесь угроза более реальна. Последние два-три года правительство всеми силами сдерживало инфляцию, за счет чего теперь вероятность роста инфляции повышается. Яркий пример -- регулирование тарифов ЖКХ. Оказалось, что, сдерживая несколько лет тарифы, государство встало перед необходимостью резко их повысить на 2008--2009 годы. И одно это уже разогревает инфляционные ожидания.
Дополнительный стимул к инфляции -- приток капитала в страну. Но инфляция всегда складывается из двух факторов -- сколько денег и какова конкуренция. Политика регулирования инфляции исключительно денежно-кредитными мерами без развития конкуренции на всех рынках уже себя исчерпала. Начался откат назад.
Ярослав ЛИСОВОЛИК, главный экономист Deutsche UFG:-- В ближайшее время в финансовой системе фундаментальных потрясений, сравнимых с теми, что были в азиатских странах, у нас не будет. Можно говорить лишь о росте краткосрочных и долгосрочных рисков. Значительный рост задолженности госкомпаний представляется очень тревожным фактором. И здесь аналогия с азиатскими странами, где рост корпоративной задолженности в результате привел к кризису, абсолютно верна и правильна. Ведь в среднесрочной и краткосрочной перспективе, по прогнозам Минфина и ЦБ, значительный профицит платежного баланса по текущим операциям сойдет на нет к 2010 году. Если ослабление рубля, как прогнозируют, все же произойдет, даже на 3--5%, падение рубля вкупе с большим накоплением задолженности может привести к рискам, сопоставимым с теми, что происходили на азиатских рынках в 90-х годах. Когда долги берутся в долларах, то падение национальной валюты приводит к тому, что платежеспособность компании резко снижается. Но это риск не нынешнего и не следующего года, а скорее 2009-го. Если брать краткосрочные прогнозы, то на текущий год наибольшее опасение вызывает более значительный, чем прогнозировалось, рост инфляции. Отчасти в этом повинен приток капитала. Но сегодня принципиально скорее качество капитала и пути его применения, нежели его количество.
Приток капитала приводит к тому, что давление в сторону укрепления рубля в этом году значительно более высокое, чем в прошлом. ЦБ пытается сдержать укрепление рубля, это приводит к тому, что скупаются доллары, выпускаются рубли и растет денежная масса.
Адекватных инструментов стерилизации денежной массы, позволивших бы успешно переварить такой большой приток капитала, пока не разработано. По поводу этих инструментов ведутся споры, но решение требует времени. Это и институциональные реформы, и реформы в банковском и финансовом секторе, связанные с инвестфондами и ПИФами. Именно неспособность переваривать поступающие ресурсы привело к дисбалансам в азиатских странах.