|
|
N°86, 22 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сам себе прокурор
Свидетелям и потерпевшим могут разрешить выступать в роли обвинителей
В недрах думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству зреет законопроект, который сами его создатели называют революционным. В случае принятия Госдумой этого закона в Уголовно-процессуальный кодекс будут внесены поправки, позволяющие потерпевшим и свидетелям исполнять прокурорские функции. «Если прокуратура отказывается от части обвинения, то свидетель или потерпевший может поддерживать его в частном порядке», -- разъяснил журналистам суть законопроекта один из его разработчиков депутат Валерий Гребенников. Цель новаций, вносимых в уголовный процесс, -- «легализовать потерпевшего или свидетеля, сделать его процессуальной фигурой». Кроме того, законопроект содержит еще одну любопытную новеллу: адвокатов могут обязать бесплатно защищать не только обвиняемых, но и потерпевших.
Как рассказал депутат Гребенников, поправки в УПК -- плод коллективных усилий рабочей группы, в которую помимо думцев вошли коллеги из верхней палаты, представители Генпрокуратуры, МВД, ФСБ, Общественной палаты и неправительственных организаций. Со стороны общественных организаций инициатором разработки законопроекта называют лидера правозащитного движения «Сопротивление» Ольгу Костину, в свое время занимавшую пост советника Михаила Ходорковского и впоследствии проходившую в качестве потерпевшей по делу бывшего функционера службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина.
По словам г-на Гребенникова, занимающего пост заместителя главы комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, документ уже готов к внесению в Госдуму. Однако глава комитета Павел Крашенинников пока не успел ознакомиться с текстом законопроекта. «Я точно могу сказать, что в мою почту законопроект пока не поступил, -- сообщил депутат корреспонденту «Времени новостей». -- Завтра, когда я увижу Валерия Васильевича Гребенникова, тогда он и поделится своими соображениями, как доктор доктору расскажет (оба депутата имеют докторскую степень по юриспруденции. -- Ред.)». Правда, по мнению г-на Крашенинникова, сфера, в которой потерпевший может выступать в роли частного обвинителя, сравнительно невелика. «Теоретически возможны истории, когда человека оболгут прямо на суде, оскорбят или применят физическое воздействие, -- пояснил депутат. -- Процессы бывают сложные, и я не исключаю таких случаев. Другой вопрос, часто это бывает или нет. По-моему, нет, не часто».
Михаил МОШКИН