|
|
N°234, 21 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Овен» откроет «Лики любви»
А Марк Рудинштейн будет петь
Два события, проводимых под эгидой кинокомпании «Кинотавр», в этом году совпадут по времени. Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен» обычно вручается в конце декабря, но на этот раз, в связи с болезнью президента Гильдии кинокритиков Мирона Черненко, ее решено перенести на 13 января. Таким образом, торжественная церемония откроет ежегодный международный фестиваль «Лики любви» и тем самым предоставит возможность «вручантам» и «получантам» поздравить друг друга со Старым Новым годом.
Результаты голосования 43 членов экспертного совета, выбравшего лучших из списка картин, получивших большинство из 250 голосов критиков и журналистов, уже есть. Но до церемонии они не должны быть никому известны, хотя в кулуарах обсуждают «утечку», а мне даже назвали имена победителей. Но я не буду их оглашать, тем более что уверенности в точности информации нет никакой.
Лучшим фильмом года, по мнению критиков, могут стать «Второстепенные люди» Киры Муратовой, «Телец» Александра Сокурова, «Романовы: Венценосная семья» Глеба Панфилова или «Нежный возраст» Сергея Соловьева. То, что фильмов четыре, а не три, как обычно, говорит о том, что критерии у разных критиков довольно сильно расходятся. Собственно, эти же произведения фигурируют и в других номинациях. На лучший сценарий помимо «Тельца» и «Возраста» претендует «Механическая сюита» Геннадия Островского, среди претендентов на лучшую женскую роль -- Екатерина Васильева в фильме «Приходи на меня посмотреть», а из мужчин помимо Леонида Мозгового в роли Ленина на награду претендуют Алексей Гуськов из «Таежного романа» и Евгений Миронов за «Август 44-го». Все это мило, но когда посмотришь, с какими западными фильмами приходится сравнивать наших призеров, становится грустно. На мой вкус, с «Любовным настроением», «Амели» и «Пианисткой», выбранными в категории «Лучший зарубежный фильм», по уровню может соревноваться только «Телец».
Вообще-то, зритель смотрит западное кино и чему-то учится, а российские кинематографисты в основном смотрят друг друга, и это, видимо, мешает им двигаться вперед. На фестивале «Лики любви» всем представится возможность познакомиться с тем, как обстоит дело в кинематографе очень широкого географического диапазона. Стараниями программного директора Сергея Лаврентьева этот тематический и легкомысленный фестиваль сегодня выглядит довольно интересно. Лаврентьев заверил недоверчивых журналистов, что из 18 фильмов конкурса только три куплены для российского проката, а остальные -- чистый эксклюзив. Гордость фестиваля -- участие в его конкурсе картины Яна Цвитковича «Хлеб и молоко», получившей приз в Венеции за лучший дебют. Наш обозреватель, помнится, был от фильма не в большом восторге, но дело в том, что Ян Цвиткович -- лауреат «Ликов любви», он пару лет назад получил «Серебряную стрелу» за лучшую актерскую работу, и значит, фестивалю почти родственник.
Подробнее о программе фестиваля мы расскажем ближе к его началу, тем более что новые для публики имена требуют комментариев. Тогда же станет окончательно известно, какие знаменитости почтят своим присутствием снежную Москву. До сих пор идут переговоры с блистательной Анжеликой -- Мишель Мерсье и с новой звездой -- Кейт Уинслет, готова посетить фестиваль Кьяра Мастрояни, а Рокко Сиффреди, актер, оставивший карьеру порнозвезды ради кино, приедет почти наверняка вместе с фильмом «Экстремальная любовь», в котором видно, какого размера жертву он принес на алтарь искусства.
Еще будут спецпоказы, в том числе для самых стареньких, то есть тех, кто вырос на дивных мексиканских и индийских мелодрамах. А Марк Рудинштейн обязательно споет -- песню из фильма «Бродяга» на индийском языке, которую он помнит с 1954 года.
Алена СОЛНЦЕВА