Лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) вчера пресекла попытку «Аэрофлота» заплатить ей почти миллион безналичных долларов. Полученные деньги были немедленно отправлены обратно на счет «Аэрофлота». Обмен банковскими переводами состоялся
в развитие давнего конфликта между двумя фирмами по поводу заключенного ими в 2005 году контракта на шесть лайнеров Ил-96-300. К концу дня обе стороны остались при своих деньгах и позициях. ИФК считает, что контракт утратил силу и условия сделки надо обсуждать заново. «Аэрофлот» настаивает на исполнении старого соглашения.
Параллельно две фирмы ведут переговоры о поставке шести грузовых Ил-96-400 для дочерней компании «Аэрофлота». Вчера генеральный директор ИФК Александр Рубцов заявил «Времени новостей», что сборочные мощности Воронежского авиазавода, где выпускают обе модификации Ил-96, не позволяют изготовить две партии самолетов одновременно. «Если «Аэрофлот» действительно заинтересован в приобретении этих самолетов, он должен выбрать один из двух контрактов», -- сказал г-н Рубцов.
Пресс-службы «Аэрофлота» и ИФК вчера освещали «перепасовку» платежа почти в режиме реального времени. В начале одиннадцати утра «Аэрофлот» распространил заявление, что он в этот день «перечислил ОАО «Ильюшин Финанс Ко» денежные средства в размере 900 тыс. долл. в счет исполнения обязательств по договору займа, заключенному между сторонами 10 июня 2005 года и связанному с поставкой на условиях финансового лизинга шести воздушных судов Ил-96-300». «Данный платеж является первой частью займа в отношении первого самолета Ил-96-300. Оплату оставшихся частей займа за первый самолет, как и оплату займов за последующие лайнеры, намечено осуществлять в соответствии с условиями договоров», -- пояснила пресс-служба авиакомпании.
Коллеги из ИФК отозвались около четырех часов дня, сообщив, что "компания осуществила возврат ошибочно зачисленных денежных средств, поступивших на счет ИФК от "Аэрофлота". Пресс-секретарь ИФК Андрей Липовецкий заявил: «Информация, распространяемая авиакомпанией «Аэрофлот»... может расцениваться не иначе, как сознательное введение в заблуждение общественности либо как профессиональная несостоятельность юридических консультантов авиакомпании».
Контракт на лизинг шести Ил-96-300 для «Аэрофлота», обсуждавшийся с конца 90-х годов и заключенный в 2005-м, оброс с тех пор длинным шлейфом исков, судебных решений и апелляций. ИФК обвиняет «Аэрофлот» в том, что в течение года после подписания контракта авиакомпания не приступила к выполнению своих финансовых обязательств по сделке, сделав, таким образом, соглашение недействительным. Ссылаясь на изменившуюся конъюнктуру рынка комплектующих и усовершенствования, внесенные за это время в конструкцию лайнера, ИФК настаивает на заключении нового контракта. «Аэрофлот» отстаивает в судах свое право приобрести самолеты по ценам и на условиях, которые зафиксированы в документах 2005 года.
Одним из последних в череде судебных решений по этому делу стало постановление федерального арбитражного суда Московского округа (ФАС МО) от 12 апреля 2007 года, признавшего действующим договор займа от 10 июня 2005 года между «Аэрофлотом» и ИФК. Ссылаясь на него, «Аэрофлот» и попытался вчера перечислить 900 тыс. долл. аванса. В ответ, по мнению авиакомпании, ИФК должна была бы приступить к финансированию производства партии лайнеров на Воронежском авиазаводе.
ИФК в свою очередь напоминает, что 12 апреля ФАС МО рассматривал апелляции «Аэрофлота» на решения двух предыдущих арбитражных инстанций, ранее признавших право ИФК не исполнять контракт 2005 года. ФАС МО отменил эти решения в части, касающейся договора займа, однако во всем остальном оставил их в силе, то есть, по мнению ИФК, подтвердил, что лизинговая сделка двухлетней давности в целом не подлежит исполнению.
«Попытки «Аэрофлота» реанимировать тот контракт путем внесения авансовых платежей сейчас несостоятельны, -- заявил вчера «Времени новостей» Александр Рубцов. -- Мы готовы удовлетворить потребность «Аэрофлота» в новых самолетах по текущим рыночным ценам, для чего надо провести новые переговоры и заключить новый контракт».
Сейчас переговоры по Ил-96 между ИФК и «Аэрофлотом» имеют место, но речь на них идет о другой модификации самолета -- Ил-96-400Т (то есть в грузовом исполнении).
30 марта этого года гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов подписал с Алексеем Федоровым, президентом, председателем правления незадолго до этого сформированной Объединенной авиастроительной корпорации, протокол о намерениях приобрести на условиях финансового лизинга шесть самолетов Ил-96-400Т. Они должны были пополнить парк «дочки» «Аэрофлота» -- «Аэрофлот-Карго». Согласно протоколу подготовить лизинговый контракт на эту партию самолетов предполагалось очень быстро -- за месяц. «Первоначально мы планировали подписать его в конце апреля--начале мая, но переговоры с ИФК еще не завершены, -- сообщила вчера «Времени новостей» начальник пресс-службы «Аэрофлота-Карго» Наталия Русакова. -- Переговоры идут очень интенсивно, но я не могу сказать, насколько они близки к завершению».
Г-н Рубцов подтвердил, что контракт по Ил-96-400Т обсуждается, но подчеркнул, что одновременно изготовить шесть Ил-96-300 и еще столько же Ил-96-400 для «Аэрофлота» невозможно. «Воронежский авиазавод способен собирать по три-четыре самолета в год, -- сказал он вчера «Времени новостей». -- Чтобы освободить сборочные слоты для «Аэрофлота», мы должны «подвинуть» других заказчиков, и консультации на эту тему мы уже ведем. Однако в любом случае «Аэрофлот» должен будет выбрать, что ему нужнее: пассажирские самолеты или грузовые».