Председатель нижней палаты парламента Чечни Дукваха Абдурахманов поддержал вчера идею, высказанную накануне омбудсменом республики Нурди Нухажиевым. По мнению спикера, целесообразно было бы увеличить конституционные сроки полномочий президента Чечни и ее законодательного собрания с четырех до шести-семи лет. Нынешний президент Чечни Рамзан Кадыров, по словам г-на Абдурахманова, зарекомендовал себя как успешный руководитель, и нет смысла через четыре года искать ему альтернативу. То же относится и к депутатам -- народные избранники только-только вошли в курс дела, а их уже пора переизбирать. К слову, по нынешнему варианту конституции Чечни новые парламентские выборы должны состояться уже через два с половиной года.
Дукваха Абдурахманов подчеркнул, что все конституционные изменения будут вноситься исключительно через республиканский референдум. Менять
основной закон, принятый на всенародном голосовании в марте 2003 года, придется неизбежно -- там до сих пор написано, что президента республики выбирают граждане. Когда парламент утверждал Рамзана Кадырова в должности президента по представлению Владимира Путина, был использован принцип приоритета федерального законодательства, но собственно чеченская конституция оказалась нарушена. И теперь ее необходимо привести в соответствие с действительностью. Кроме процедуры утверждения президента, чеченские законодатели хотят поправить часть положений о парламенте таким образом, чтобы он стал однопалатным. Практика избирательных кампаний в Чечне показывает, что каждый акт непосредственной демократии требует довольно существенных дополнительных вложений федеральных средств, поэтому решено, видимо, что экономнее вынести на один референдум как можно больше поправок.
Судя по опросу, который провел офис уполномоченного по правам человека в Чечне, проблем с волеизъявлением не будет -- идею продления полномочий президента и депутатов поддерживают свыше 80% респондентов. Строго говоря, в положительном ответе заинтересованы скорее депутаты, нежели президент, его судьба по большому счету зависит не столько от конституции Чечни, сколько от воли президента России. Надежное положение нынешнего лидера республики
во многом обусловлено хорошими отношениями с Владимиром Путиным, и еще неизвестно, как они сложатся со следующим хозяином Кремля. В этом смысле продление полномочий можно считать попыткой хоть в какой-то мере подстраховаться на случай каких-либо неожиданных колебаний чеченской политики Москвы после 2008 года. Грозный, кстати, уже обращался с законодательной инициативой о продлении полномочий Владимира Путина в федеральный парламент, но предложение осталось без движения.
Пока же ситуация остается неизменной, и Грозный старается с максимальной выгодой использовать момент, чтобы получить как можно больше самостоятельности во внутренних республиканских делах. На днях, к примеру, уполномоченный по правам человека Нурди Нухажиев подверг критике работу прокурора Валерия Кузнецова, который, сохраняя известную лояльность по отношению к Рамзану Кадырову, остается все же федеральным чиновником. «К огромному сожалению, прокуратура не стала тем инструментом надзора в области соблюдения законодательства, во исполнение которого или наоборот нарушаются права граждан, -- сказал г-н Нухажиев. -- Я знаю, что и президент Рамзан Кадыров недоволен работой прокуратуры».
Омбудсмен Чечни считает, что прокуратура проявила преступную бездеятельность, уделяя недостаточно внимания фактам применения федеральными правоохранительными органами недозволенных методов дознания, и предлагает даже возбудить против ведомства уголовное дело. Напомним, прокуратура Чечни весной этого года возбудила уголовное дело против сотрудников одного из подразделений федерального МВД в Чечне -- как раз в связи с непозволительным обращением с задержанными. Этим подразделением оказалось
второе оперативно-розыскное бюро -- важнейший инструмент борьбы с террористическим подпольем, упразднения которого требует окружение г-на Кадырова.
Теперь, судя по всему, настал черед и для прокуратуры. В Чечне уже появились слухи о состоявшемся снятии Валерия Кузнецова с должности, но информация эта была опровергнута. Поддержать г-на Кузнецова готовы даже неангажированные властью правозащитники -- представители центра «Мемориал» назвали его первым чеченским прокурором, «с которым можно работать».