|
|
N°234, 21 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЛУКОЙЛ уходит в новую трубу
КТК начинает конкурировать с «Транснефтью»
ЛУКОЙЛ в 2002 году собирается начать экспорт нефти через первый в стране частный магистральный нефтепровод -- Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Как сообщили газете «Время новостей» в КТК, крупнейшая нефтяная компания России подала заявку на прокачку нефти по трубопроводу и уже включена в график. Таким образом, впервые у государственной трубопроводной монополии «Транснефть» появится конкурент. А это может привести к войне тарифов.
ЛУКОЙЛ наряду с госкомпанией «Роснефть», правительствами России и Казахстана, а также целым рядом частных зарубежных нефтяных компаний -- один из участников каспийского консорциума. КТК -- один из крупнейших инвестиционных проектов в России. За 2,6 млрд долл. частные инвесторы, в том числе ЛУКОЙЛ, построили нефтепровод длиной более 1500 км, соединяющий гигантское нефтяное месторождение «Тенгиз» в Казахстане с новым российским портом Южная Озереевка под Новороссийском. Кроме тенгизской нефти, по нефтепроводу предполагается прокачивать нефть и с других месторождений Казахстана и России.
Нефтепровод и новый порт были торжественно открыты в ноябре, однако пока они работают в тестовом режиме. «Мы полагаем, что к марту 2002 года все портовые сооружения, построенные КТК, пройдут тестовые испытания, что позволит госкомиссии утвердить акт приемки в эксплуатацию. После этого порт сможет получить постоянную лицензию, а КТК начнет работать в обычном режиме», -- заявил газете «Время новостей» гендиректор КТК Сергей Гнатченко. По его словам, выданная сейчас КТК временная лицензия налагает очень серьезные ограничения на возможности отгрузки танкеров: «Чуть-чуть волна выше -- и мы вынуждены останавливать работы, в то время как Новороссийск закрывается только в настоящий шторм». Г-н Гнатченко надеется, что постоянная лицензия будет выдана до 16 мая 2002 года, когда истекает срок его контракта на работу с консорциумом.
Работа в тестовом режиме не мешает порту исправно отгружать нефть. «График прокачки на 2002 год составлен», -- сказал глава КТК. Всего в следующем году планируется экспортировать из Южной Озереевки 19,6 млн т нефти, в том числе около 12 млн т тенгизской и около 2 млн т российской. Остальные объемы заявили казахстанские экспортеры, добывающие нефть на месторождениях вблизи Тенгиза.
Российская нефть будет поступать в КТК от ЛУКОЙЛа (1,5 млн т) и калмыцких нефтяных компаний (около 0,5 млн т). Поскольку труба КТК проходит по территории Калмыкии, у нефтяников этой республики нет проблем с подключением к новой экспортной системе.
Сложнее ЛУКОЙЛу, которому придется снимать часть объемов с экспорта через традиционную систему «Транснефти» (около 7 млн т нефти в год в направлении Новороссийска) и поставлять ее в трубу КТК через перемычку, соединяющую две экспортные системы. Эта перемычка, стоимость которой 3 млн долл., а начальная мощность 8 млн т в год, еще не построена. До сих пор неясно, кто будет ее строить.
«Мы обязаны предоставить возможность доступа российским компаниям к системе КТК, но строить перемычку не собираемся», -- сказал газете «Время новостей» вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. По его словам, в «Транснефти» нет информации о чьих-либо намерениях соединить две системы.
«КТК не будет финансировать это строительство, ну, может быть, только в какой-то доле. В любом случае эта перемычка очень короткая, построить ее можно быстро, а окупится она почти мгновенно», -- сказал г-н Гнатченко.
Вероятно, в ЛУКОЙЛе уверены в том, что перемычка будет, иначе эта компания не стала бы подавать заявку на экспорт нефти через КТК.
«Если компания имеет квоту на прокачку нефти через КТК и не использует ее, этой компании в любом случае придется заплатить тариф за транспортировку. У нас действует принцип -- либо качай, либо плати», -- сказал г-н Гнатченко. По его словам, как только появится соединение КТК с «Транснефтью», один из акционеров консорциума -- совместное предприятие «Роснефти» и англо-голландской Royal Dutch/Shell -- будет обязано подчиниться этому правилу.
«С появлением перемычки у «Роснефти» и Shell появится возможность экспортировать нефть через КТК, однако заявок на прокачку на 2002 год от этого СП не поступало, значит, им просто придется платить деньги, как штраф», -- заявил гендиректор КТК.
В КТК говорят, что тарифы на экспорт российской нефти через новую систему сейчас «слегка» выше тарифов «Транснефти», но за последний год «заметно сблизились». «Если темпы роста тарифов «Транснефти» сохранятся, они скоро превысят наши», -- сказал г-н Гнатченко. В этом случае между двумя системами начнется жесткая конкуренция за клиентов.
В «Транснефти» подтвердили факт предполагающегося в следующем года роста тарифа, однако сомневаются в том, что прокачка нефти через государственные трубы станет дороже. «Есть разные направления экспорта, и везде своя тарифная политика», -- сказал г-н Григорьев.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ