Время новостей
     N°83, 17 мая 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.05.2007
Как свинью стригут
РЖД отказывается от контролеров в электричках и создаст две грузовые компании
Правительственная комиссия по развитию промышленности, технологий и транспорта под председательством первого вице-премьера Сергея Иванова вчера на первом своем заседании одобрила проект модели рынка железнодорожных услуг, разработанный Министерством транспорта. В начале года этот документ стал причиной серьезных разногласий Минтранса с РЖД. Правда, к моменту открытия вчерашнего заседания президент РЖД Владимир Якунин уже перешел на сторону защитников модели Минтранса. Зато вчера он выступил с яркой инициативой, обреченной на популярность в народе, пообещав ликвидировать службу билетных контролеров в электричках. А председатель комиссии Сергей Иванов уделил внимание не только транспорту, но и лесной теме. Он поручил Минэкономразвития и Минпромэнерго за месяц выработать общее мнение о развитии лесной отрасли.

Министр транспорта Игорь Левитин в своем докладе на вчерашнем заседании комиссии критично заметил, что не все мероприятия, предусмотренные планами первого и второго этапов реформирования железных дорог, удалось реализовать. Поэтому на третьем этапе, который, собственно, и описывается в предложенной министерством модели, предстоит параллельно решать новые задачи и заниматься старыми недоделками. Важнейшими из них министр назвал три: не осуществлен переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах отрасли, не созданы условия для приобретения магистральных локомотивов компаниями-операторами и из состава РЖД не выделена самостоятельная компания, которая займется пассажирскими перевозками дальнего следования.

Все это теперь надлежит сделать одновременно с решением главной задачи третьего этапа -- выделением из состава РЖД грузовых железнодорожных компаний. Основные разногласия РЖД с Минтрансом по этому поводу ранее фокусировались вокруг того, как передавать государственный грузовой подвижной состав в новые компании: одномоментно (предложение РЖД, которое предполагало существование всего одной такой компании) или в два этапа (точка зрения Минтранса, которая в итоге и возобладала).

Вчера г-н Левитин еще раз подтвердил этот план. Грузовая компания №1 будет организована в 2007--2008 годах в форме «дочки» РЖД путем внесения в уставный капитал до 50% имеющегося у «Российских железных дорог» парка грузовых вагонов (то есть до 260 тыс. штук). Вторая грузовая компания появится таким же образом в 2009--2010 годах.

Г-н Якунин вчера помимо глобальных проблем отрасли обратил внимание и на локальные, затрагивающие, однако, интересы широкого круга людей. Он обрушился на работу контролеров в пригородных электричках. По сведениям президента компании, эти люди вместо того, чтобы как следует штрафовать «зайцев», отпускают их за скромную взятку. Получается, говорит г-н Якунин, как в той поговорке: «Когда свинью стригут на шерсть, визгу много, а толку никакого!» Решить вопрос президент РЖД намерен радикально: «В ближайшее время я предполагаю вынести на правление вопрос о целесообразности прекращения существования контрольно-ревизионной службы РЖД». Министр Левитин на брифинге после заседания комиссии предложил альтернативу: доверить проверку билетов государственной службе, независимой от РЖД, или наладить продажу билетов непосредственно в движущихся электропоездах. Кстати, последний вариант на многих направлениях уже действует.

А накануне заседания комиссии Сергей Иванов совершил инспекционную поездку по лесозаготовительным предприятиям Республики Коми. Неудивительно, что вчера лес стал второй темой после транспорта. Собственно, дискуссий по этому поводу не было. Первый вице-премьер предложил Минэкономразвития и Минпромэнерго за месяц либо выработать согласованную позицию по поводу развития отрасли, либо передать на рассмотрение правительства свои сепаратные проекты с тем, чтобы кабинет министров взвесил сильные и слабые стороны каждого. Как сообщил заместитель министра промышленности Андрей Реус, сейчас у его ведомства есть разногласия с Минэкономразвития (а также с Минфином) относительно механизма стимулирования инвесторов, готовых вложиться в русский лес.

Михаил КУКУШКИН