|
|
N°234, 21 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сердечное согласие
Бюджетники уговорили банкиров на «Юникон»
Деликатный вопрос назначения аудитора Центробанка все же удалось уладить в узком профессиональном кругу. Банковский комитет вслед за бюджетным решил, что лучшей аудиторской связкой будут международная компания PricewaterhouseCoopers (PWC) и российская -- «Юникон». Таким образом, думцам, которые сегодня намерены определить, кто проверит банк России, останется лишь утвердить выбор своих профильных комитетов.
Некоторая ветреность банковского комитета, который еще два дня назад рекомендовал Думе укрепить международный авторитет (PWC) профессиональной поддержкой российской фирмы ФБК, на самом деле есть не что иное, как своевременное прозрение. Ознакомившись с письменным предупреждением главы бюджетного комитета Александра Жукова о невозможности назначения ФБК аудитором ЦБ ввиду отсутствия у этой компании соответствующей лицензии, члены банковского комитета отказались от прежнего решения и присоединились к рекомендации коллег. В думских кулуарах, правда, перемену фронта банковским отрядом Александра Шохина объясняют иначе. Сомнительные перспективы поддержки нелицензированного ФБК были обменены на твердые гарантии поддержки курируемого комитета г-на Шохина законопроекта об инвестировании средств для накопительных пенсий. То есть был сделан стандартный выбор между синицей и журавлем.
Комбинация «ты -- мне, я -- тебе» является одним из простейших думских лоббистских разменов. В нынешней истории с выбором аудитора ЦБ авансов подобного рода отдельным депутатам было выдано немало. Лоббисты «Юникона» оказались всего лишь более проворными. Лишь вчера на имя Михаила Касьянова ушел подписанный 335 депутатами запрос с требованием привести действительность в соответствие с новым законом об аудиторской деятельности. Оказавшемуся без лицензии ФБК явно нужно было организовать подобное послание раньше, благо с момента объявления конкурса на проведение аудита ЦБ прошел не один месяц.
В ФБК считают проблему временного отсутствия у них лицензии надуманной. «У нас есть лицензия на аудит. А значит, в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» мы имеем право проводить аудиторские проверки любых экономических субъектов, включая банки. Что касается возможного привлечения нашей компании к аудиту ЦБ в качестве субподрядчика, то согласно Гражданскому кодексу, работая в этом качестве, ФБК может и не получать лицензию на банковский аудит. Отсутствие лицензии это не вина компании, а беда тех, кто должен был урегулировать порядок лицензирования банковского аудита и уже несколько месяцев не делает этого», -- заявил газете «Время новостей» директор департамента банковского аудита компании ФБК Алексей Терехов.
Выбыл ли ФБК из забега в силу интриг конкурентов или по объективной временной профнепригодности, но если Дума утвердит решение своих профильных комитетов, счет между ФБК и «Юниконом» за высокое звание аудитора ЦБ станет 1:4 в пользу «Юникона». ФБК пока всего лишь раз, в прошлом году, сумел пробиться в субподрядчики, причем «Юникон» в конкурсе вообще не участвовал.
Впрочем, очередную победу «Юникона» нельзя назвать блестящей. Несмотря на наличие своего человека в бюджетном комитете (впрочем, пресс-секретарь «Юникона» заявил газете «Время новостей», что глава аппарата бюджетного комитета Наталья Бурыкина сейчас не является ни сотрудником, ни акционером компании), «Юникону», судя по всему, придется вновь удовольствоваться лишь ролью ассистента PWC. С 1998 года, когда Дума по настоянию Виктора Геращенко пересмотрела свое решение и предпочла «Юникону» международный авторитет PWC, компании ни разу не удавалось повторить успех 1996--1997 годов и стать единственным и главным аудитором ЦБ. Сколько бы ни состязались российские аудиторские компании в обольщении депутатских сердец, их позиции бьются стандартной фразой представителей ЦБ: под аудитом Банка России должна стоять подпись компании с мировым именем. Всемирная же слава российским аудиторам пока явно не грозит.
Наталья ОЛЕНИЧ