Вслед за «дочками» иностранных банков, работающими в России,
шведский Сведбанк намерен развивать свой бизнес в регионах. В течение семи лет Сведбанк откроет в России около 100 отделений, 15 из которых будут созданы в ближайшие два года. Банк будет развиваться как универсальный. Пока кредитование компаний останется для банка приоритетом, но, получив недавно право на работу с частными лицами, он займется привлечением вкладов и розничным кредитованием. Для развития бизнеса банк до конца года увеличит свой капитал вдвое. Об этом заявил вчера председатель правления банка Марис Манчинскис.
Группа Swedbank начала работу за пределами Швеции в 1999 году, купив 50% крупнейшей прибалтийской финансовой группы Hansabank, позже доведя в ней контроль до 100%. Hansabank занимает на банковском рынке Эстонии и Латвии 30--40%, в Литве -- 20--30%. В начале 2005 года группа Hansabank приобрела 100% в капитале небольшого российского банка «Квест» за 3,4 млн долл. «Квест», специализировавшийся на обслуживании корпоративных клиентов, в сентябре того же года был переименован в Хансабанк. До этого его уставный капитал был увеличен с 38 млн до 2,8 млрд руб., что позволило банку войти в число 50 крупнейших на тот момент банков Москвы. Спустя несколько месяцев в капитал российского Хансабанка вошел Европейский банк реконструкции и развития, купив 15% кредитной организации.
Банк продолжал заниматься обслуживанием и кредитованием компаний, и на начало 2007 года занял 88-е место по активам (17 млрд руб., или около 500 млн евро) в рэнкинге российских банков «Интерфакс-ЦЭА». По данным банка на март 2007 года, его общие активы в России достигли 921 млн евро, банк выдал кредитов на 787 млн евро. В начале этого года стало известно, что руководство группы Swedbank решило провести ребрендинг российского Хансабанка, переименовав его в Сведбанк. Недавно ребрендинг завершился. «Мы изменили название для того, чтобы наши клиенты понимали, что они имеют дело с одним и тем же банком в Прибалтике, России и других регионах», -- сообщил президент группы Swedbank Ян Лиден.
Кроме бренда российский Сведбанк сменит и бизнес-стратегию. По словам г-на Манчинскиса, Сведбанк будет развиваться как универсальный банк, ориентируясь на клиентов с доходом от среднего и выше. В конце апреля банк получил разрешение на привлечение вкладов частных лиц и теперь намерен развивать розничный бизнес, начав с ипотечного кредитования. Во второй половине года банк начнет предоставлять индивидуальное обслуживание состоятельным клиентам. «Это будет индивидуальное ведение счета и крупные кредиты на покупку элитного жилья. Последняя услуга в России предоставляется пока очень редко», -- полагает г-н Манчинскис.
Для развития универсального бизнеса банку потребуется сеть филиалов и отделений. Пока кроме головного офиса в Москве российский Сведбанк имеет только два филиала -- в Санкт-Петербурге и Калининграде. По словам г-на Манчинскиса, прежде всего сеть будет развиваться в тех городах, где есть филиалы, -- в течение двух лет здесь откроется 15 отделений. За семь лет Сведбанк хочет довести число отделений до 100, открыв их и в других крупных городах. Запланированные инвестиции в развитие сети банк не называет. Для того чтобы поддержать развитие бизнеса, банк до конца года планирует вдвое увеличить собственный капитал до 180 млн евро.
Путь, который намерен преодолеть шведский банк, уже прошли многие «дочки» иностранных кредитных организаций. Сначала корпоративные клиенты, потом частные и, наконец, развитие бизнеса в регионах. Сегодня практически все крупные иностранные банки уже представлены за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.