Вчера президент Казахстана Нурсултан Назарбаев (
на снимке) предложил депутатам обеих палат парламента одобрить
давно обещанную им программу демократических реформ. Но сначала глава государства вспомнил все этапы «собственного казахстанского пути развития», повторив, что
мы против форсированного внедрения демократии,
тем более извне». Затем, перечислив «поучительные уроки» минувших лет, Назарбаев заявил: «Наш принцип -- сначала экономика, а потом политика -- полностью себя оправдал».
В назидание несогласным он привел «примеры из истории, когда некоторые бедные страны тоже становились демократиями при низком уровне экономического
развития, но затем их демократии, как правило, умирали». Страны, которые постигла столь печальная участь, президент не назвал, заметив лишь, что «такие катаклизмы происходят в некоторых дружественных нам государствах». Судя по тому, что под катаклизмами Назарбаев имел в виду «всенародное недовольство, дестабилизацию страны», можно предположить, что он намекал на соседнюю Киргизию.
Для большей убедительности казахстанский президент сослался на научные данные: «Учеными доказано, что подлинные демократии при уровне ВВП на душу населения ниже 3 тыс. долл. существуют недолго. А если этот показатель превышает 6 тыс. долл., демократия становилась жизнеспособной. Надеюсь, так будет у нас».
Любопытно, что, по данным МВФ, в 2006 году Казахстан по этому показателю занимал второе место среди стран СНГ (5113 долл. ВВП на душу населения), уступая лишь России (6856 долл.) и опережая Туркмению (4280 долл.). Киргизия занимает предпоследнее 11-е место (542 долл.), замыкает список Таджикистан (441 доллар).
Завершив подведение итогов и извлечение уроков, Назарбаев перешел к существу вопроса. Он предложил депутатам в течение недели рассмотреть и утвердить законопроект «О внесении изменений и дополнений в конституцию Республики Казахстан». Внесенные поправки предусматривают сохранение президентской формы правления с «существенным расширением полномочий парламента». Срок президентского правления сокращается с семи до пяти лет -- «как во Франции». Эта норма будет вводиться с 2012 года, когда истечет срок полномочий нынешнего президента. Численность нижней палаты парламента (мажилиса) будет увеличена до 107 депутатов с нынешних 77. 98 из них будут избираться по пропорциональной системе по спискам политических партий. Еще девять будут представлены Ассамблеей народов Казахстана с тем, чтобы в парламенте был отражен этнический состав населения. Предлагается на семь человек за счет президентской квоты увеличить и состав сената, который будет насчитывать 47 депутатов.
Правительство Казахстана должно формироваться на основе парламентского большинства, премьер-министр будет назначаться президентом после консультаций с фракциями политических партий и с согласия большинства депутатов. Эти нормы предполагается ввести с 2009 года, когда истечет срок полномочий нынешних законодателей. Так что досрочных парламентских выборов не будет. Назарбаев предложил упростить процедуру вынесения вотума недоверия правительству. Сейчас для этого необходима поддержка двух третей депутатов обеих палат, в будущем предлагается решать этот вопрос простым большинством.
При внимательном рассмотрении поправок выясняется, что они расширяют полномочия главы государства. Например, он получает возможность распускать парламент без какого-либо формального повода, при этом мажилис лишается существующего у него ныне права обвинить президента в государственной измене. Исчезла также статья, запрещающая президенту заниматься партийной работой. Напомним, что Нурсултан Назарбаев является лидером полностью контролирующей парламент мегапартии «Нур Отан», которая в 2006 году объединила все пропрезидентские партии.
Наблюдатели рассматривают законотворческие инициативы Назарбаева как часть плана по выполнению обещаний, данных западному блоку государств -- членов ОБСЕ по демократизации Казахстана. Только в этом случае Астана может рассчитывать на председательство в ОБСЕ в 2009 году. В декабре 2006 года заявка Казахстана не нашла консенсусной поддержки при обсуждении этого вопроса на совете министров ОБСЕ, и его решение, впервые в истории этой организации, было отложено на год -- до конца 2007 года.
Лидер оппозиционной Социал-демократической партии Казахстана Жармахан Туякбай «приветствовал» шаги, направленные на расширение полномочий парламента, но счел их «явно недостаточными».
Он также поддержал новации Назарбаева по формированию парламента «лишь при условии полной транспарентности выборного процесса и обеспечения представительства всех политических партий в избирательных комиссиях». Категорически не согласен лидер социал-демократов с установлением недельного срока принятия парламентом поправок к конституции, поскольку это «лишает возможности широкого их обсуждения с представлением альтернативных точек зрения».
Более резкой критике подверг объявленную Назарбаевым политическую модернизацию экс-премьер Казахстана и многолетний лидер оппозиции Акежан Кажегельдин. В интервью «Времени новостей» он сказал, что «эта реформа, разработанная неизвестно кем и по каким критериям, вызывает всеобщее недоумение: зачем все это затеяно?» Приглашенный вчера на инаугурацию президента Франции Николя Саркози Кажегельдин заметил «ВН», что «из Парижа особенно ясно видна необходимость реальной политической реформы, поскольку авторы нынешней казахстанской конституции долго твердили о ее тождественности конституции Франции».
«Скромная и деловая церемония вступления в должность Николя Саркози олицетворяет стремление модернизировать институт президентства», -- сказал экс-премьер Казахстана. Он напомнил, что еще президент Жак Ширак предложил сократить срок полномочий с семи лет до пяти и «начал при этом с себя самого, со своего второго срока. В Казахстане такое ограничение запланировано лишь на потом -- после 2012 года».