Сценарий разделения "Красноярских авиалиний" («Красэйр»), внесенный вчера на внеочередное собрание акционеров компании от имени государства, был заблокирован самими же представителями государства. Россия в лице «Росимущества» владеет 51% акций «Красэйр». Частные акционеры компании вчера утверждали, что голосование государственным пакетом акций оказалось для них полной неожиданностью. Они также заявили, что не понимают, каким образом пойдет теперь
процесс формирования ОАО "Эйрюнион", куда согласно указу президента России от 2 мая «Красэйр» должна войти наряду с другими авиакомпаниями. Частные акционеры «Красэйр» не сомневаются в одном: формирование объединенной авиакомпании замедлится.
По неофициальным сведениям, «Росимущество» заблокировало свой собственный план раздела «Красэйр» на авиаперевозчика и аэропорт, чтобы не позволить нынешнему гендиректору компании Борису Абрамовичу и близким ему акционерам сохранить контроль над аэропортом Емельяново (Красноярск) после того, как этот объект формально будет выделен из состава авиакомпании.
Вывод аэропорта из структуры «Красэйр» и объединение авиакомпаний «Красэйр», «Домодедовские авиалинии», «Омскавиа», «Самара» и «Сибавиатранс» -- два разных, но тесно связанных друг с другом процесса. Оба они определяются документами, изданными на самом высоком уровне -- президентом Владимиром Путиным. Сделать аэропорты самостоятельными предприятиями -- это государственная политика, закрепленная, в частности, Основами политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года, которые Путин подписал 3 февраля 2001 года. Создание "Эйрюнион" в составе вышеперечисленных авиакомпаний санкционировано президентским указом от 2 мая нынешнего года.
Будущие составные части "Эйрюнион" уже сейчас сотрудничают в рамках авиационного альянса AirUnion. По мнению Ольги Трапезниковой, советника председателя наблюдательного совета AirUnion Бориса Абрамовича, дальнейшее объединение невозможно без вывода аэропорта из состава «Красэйр». Указ президента, правда, на этот счет ничего не говорит. Однако в правительственном постановлении, которое должно быть выпущено в развитие указа, как ожидается, будет четко сказано, что «Красэйр» вступает в "Эйрюнион" без аэропорта, который сейчас (то есть еще с советских времен) является структурным подразделением авиакомпании.
Схема раздела и раньше вызывала горячие споры между двумя группами акционеров «Красэйр» -- частными, объединенными вокруг гендиректора Бориса Абрамовича, и «Росимуществом», представляющим государство. Первая схема раздела балансов авиакомпании и аэропорта, предложенная частниками, была в декабре прошлого года отвергнута «Росимуществом». Представителям государства не понравилось, что по той схеме аэропорту отходила кредиторская задолженность авиакомпании (около 700 млн руб.), а большая часть аэропортовых служб переводилась на баланс авиакомпании. «Росимущество» подготовило собственную схему раздела, которая и была вынесена на внеочередное собрание акционеров «Красэйр» вчера. К удивлению частников на нем представитель государства, начальник управления «Росимущества» Глеб Никитин проголосовал против. «Возможно, это означает, что «Красэйр» должна будет войти в "Эйрюнион" вместе с аэропортом, так как указ президента определяет достаточно жесткий срок формирования единой авиакомпании -- шесть месяцев, то есть до начала ноября, -- заявила вчера «Времени новостей» г-жа Трапезникова. -- Впрочем, наши юристы не могут пока однозначно оценить сложившуюся ситуацию».
«Росимущество» вчера воздержалось от комментариев. В его пресс-службе корреспонденту «Времени новостей» предложили подать письменный запрос на имя главы ведомства и ждать ответ дня через два-три. В пресс-службе Министерства транспорта, чиновники которого также представляют интересы государства в совете директоров «Красэйр», пояснили, что госпредставители голосовали против потому, что ко вчерашнему дню не были согласованы уставные документы будущего самостоятельного предприятия-аэропорта, а также кандидатура его гендиректора.
Как неофициально рассказал «Времени новостей» знакомый с проблемой источник, кандидатура гендиректора аэропорта стала еще одним яблоком раздора между частными акционерами «Красэйр» и «Росимуществом». Последнее подозревает противоположную сторону в коварном намерении управлять аэропортом через «своего» гендиректора и после формального отделения воздушной гавани. Есть слухи о том, что Борис Абрамович якобы надеется привести в самостоятельный аэропорт аффилированную с частными акционерами «Красэйр» управляющую компанию. Для осуществления такого плана (если он, конечно, существует) г-ну Абрамовичу также был бы очень полезен лояльный руководитель аэропорта.
Вчера никто из причастных к проблеме не решился дать «Времени новостей» прогноз, как скоро может быть разблокирован процесс реструктуризации «Красэйр».