Российские железные дороги в эти дни запускают систему продажи билетов через Интернет. На сайте
http://ticket.rzd.ru теперь, зарегистрировавшись, можно забронировать проездные документы, оплатить их по банковской карте, а забрать потом на любом вокзале страны, где есть обычная касса. От стояния в очередях новая система не избавит, зато позволит «ловить» места на дефицитных направлениях. Впрочем, пока система работает с перебоями: в первые же сутки, по признанию представителя РЖД, она сломалась, но вчера к обеду ее вроде бы восстановили. В те минуты, когда новый сервис функционировал, «Времени новостей» удалось его опробовать и выяснить достоинства и недостатки.
РЖД давно пытается ввести услугу заказа билетов через Интернет. В конце 90-х годов ее внучатая компания «Трансинфосеть» запускала подобный сервис (на сайте www.express-3.ru), однако он затем был закрыт, по официальной версии -- из-за разгула спекулянтов. Полтора года назад сервис был восстановлен, причем помимо «Трансинфосети» этим стала заниматься компания «Универсальные финансовые системы» (www.ufs-online.ru). Впрочем, нельзя сказать, что услуга стала за это время массовой. Дело в том, что «Трансинфосеть» берет комиссию за каждое место в размере 80 руб., плюс еще установленный Федеральной службой по тарифам сбор за бронирование 125,4 руб. Таким образом, переплата по сравнению с покупкой на вокзале составляет 205,4 руб. с места. Выкупить билет можно лишь в кассе Рижского вокзала в течение трех суток с момента бронирования, при этом бронировать можно билеты на поезда, отправляющиеся не менее чем через двое суток. «Универсальные финансовые системы» предлагают оплачивать билеты в Интернете сразу по банковской карте, однако их наценка составляет от 135 до 900 руб. в зависимости от стоимости билета и их количества. Забрать уже оплаченные билеты можно не позднее чем за час до отправления поезда в трех местах в Москве, в двух в Санкт-Петербурге и еще в двух в Казани, а также можно за 150 руб. заказать доставку.
Теперь, когда уже есть первые результаты услуги продажи билетов через Интернет сторонними компаниями, РЖД решила и сама завоевать нишу на этом рынке. Однако, как известно, законодательно в России электронный билет не является документом. И если, скажем, в авиации некоторые компании уже практикуют продажу без оформления бланка билета, то на железной дороге, где нет компьютерной регистрации при посадке на рейс, такое в принципе невозможно. Поэтому без оформления билета на бланке не обойтись.
Преимущества введенной РЖД системы таковы: пассажир сам выбирает поезд, тип и номер вагона, может даже выбрать номера мест, затем сам вводит данные о пассажирах, получает ответ системы, оплачивает банковской картой, затем распечатывает заказ или записывает его номер и может забрать билет в любой кассе РЖД не позднее чем за час до отправления. Главное преимущество -- это стоимость новой услуги, она равна нулю, правда, придется заплатить установленный ФСТ сбор за резервирование -- 125,4 руб. с места. Однако главное достоинство новой системы -- это отсутствие в системе сбора за покупку билета не на станции отправления. Если покупать билет в кассе не на станции отправления, то придется заплатить дополнительно 100,8 руб. вне зависимости от времени, оставшегося до отправления. При покупке же на сайте РЖД берутся только сборы, действующие при предварительной продаже: если приобретать билет от девяти суток до 24 часов до отправления -- 50,4 руб. с места, менее чем за 24 часа до отправления -- 62,7 руб. с места. Таким образом, появился очень хороший способ покупать, например, обратные билеты с юга: в Интернете хорошие места поймать самому легче, а переплата составит всего 24,6 рубля.
Но в новой системе очень много и недостатков. Прежде всего они касаются сообщения с Украиной. Дело в том, что почти все места за очень малым исключением на поезда с Украины в Россию "хранятся" в вычислительном центре Киева. А он с российскими железнодорожными электронными системами взаимодействует далеко не всегда корректно, и функции бронирования билетов в нем нет. Поэтому купить билеты с Украины в Россию на сайте в отличие от кассы можно только лишь на это «малое исключение» -- несколько мест в поезде, которые хранятся в российских вычислительных центрах. Так что заказать билеты, например, из Крыма по новой технологии будет практически нереально, в том числе и на поезда российского формирования.
По той же причине невозможно купить билеты на сайте РЖД (в кассах можно) между российскими станциями на проходящие украинские поезда (например, в сообщении Орел--Москва, Брянск--Москва, Ростов--Адлер и так далее). А ведь именно на этих украинских поездах в основном и стараются ездить пассажиры, так как билеты в них намного дешевле, а качество вагонов ничуть не хуже, а во многих случаях даже лучше российских.
Кроме того, невозможно купить на сайте билет в Калининград, так как при проезде туда необходимо оформление упрощенного проездного документа для транзита через Литву.
Еще недостаток -- необходимость все равно идти в кассу за билетом и, вероятнее всего, стоять в очереди. Впрочем, можно подобрать время, когда народу не очень много (например, ночью на круглосуточных вокзалах). Также весьма неудобна форма заказа на сайте: сразу непонятно, в каком формате вводить дату, номера паспорта (или других документов), нет сохранения данных при ошибке ввода или ошибке системы. Впрочем, все недостатки РЖД обещает исправить (во взаимодействии с Украиной -- до конца этого года).