Накануне саммита в Самаре России и Евросоюзу так и не удалось решить ряд важных проблем, признал вчера после беседы с Владимиром Путиным глава МИДа председательствующей в Евросоюзе Германии Франк Вальтер Штайнмайер.За два дня до саммита стало ясно, что Еврокомиссия так и не получит мандат на ведение переговоров с Россией по новому соглашению о партнерстве. Более того, заблокировавшая переговоры Варшава добавила к требованию возобновления мясного экспорта в Россию новое условие снятия вето: страны ЕС должны гарантировать энергетическую безопасность Польши и других новых членов Евросоюза, зависящих от поставок нефти и газа из России. Так что нового соглашения с Европой у нашей страны в ближайшее время не будет. О перспективах развития отношений с Евросоюзом спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ рассказал постпред России при Европейских сообществах в Брюсселе Владимир ЧИЖОВ.-- В апреле еврокомиссар по внешней торговле Питер Мандельсон сказал, что недоверие между ЕС и Россией достигло «невиданного после холодной войны уровня». Эта оценка отражает реальную суть наших отношений с Евросоюзом?-- Эта оценка выхвачена из контекста лекции Мандельсона, с ней не согласны ни высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана, ни представители Германии, председательствующей ныне в ЕС. Кстати, в той же лекции Мандельсона было немало здравых мыслей насчет того, что надо лучше понимать позиции друг друга, учитывать взаимные интересы. Он отмечал, что далеко не всегда в странах ЕС учитывают специфику России, особенности пройденного ею исторического пути.
-- Тем не менее накануне саммита в Самаре Литва и Эстония, следуя примеру Польши, призвали заблокировать переговоры по новому соглашению Россия--ЕС. Срок действия нынешнего соглашения истекает в этом году.-- Дурной пример шантажа партнеров по ЕС оказался заразителен. Это, конечно, внутреннее дело самого ЕС, но когда это касается отношений с Россией, то мы не можем этого не замечать. Рассчитываю, что у наших европейских партнеров хватит здравого смысла не увлекаться этим.
-- Введенный Россией в 2005 году временный запрет на поставки мяса и овощей из Польши привел к серьезным политическим последствиям: в отместку осенью 2006 года Варшава наложила вето на начало переговоров о новом соглашении ЕС с Россией. Что мешает решить проблему польского мяса?-- Мы проявили добрую волю по этой проблеме, искусственно сопряженной с соглашением, предложили процедуру поэтапного снятия ограничений. И замечу, первый этап уже реализован с 1 мая. Увы, наши партнеры сочли ее недостаточной. Продолжается обмен мнениями, в том числе на уровне министра сельского хозяйства России и профильного еврокомиссара Маркоса Киприану.
-- Литва грозит поднять на саммите вопрос о нашем членстве в ВТО из-за якобы политической подоплеки прекращения поставок нефти из России на Мажейкяйский нефтеперегонный завод...-- Все намного прозаичнее: ожидает ремонта поврежденный в прошлом году нефтепровод. Возможно, это отразилось на цене. Но поставки нефти продолжаются кружным путем, и завод работает.
-- Урегулированный с ЕС вопрос ВТО может быть вновь поднят в Самаре?-- Возможно. Меморандум майского саммита 2004 года закрыл
двусторонние переговоры ЕС--Россия, но остались вопросы, которые обсуждают в многостороннем формате с участием ЕС. С нашей стороны переговоры ведет Минэкономразвития, со стороны ЕС -- еврокомиссар по торговле г-н Мандельсон, которого, впрочем, в Самаре не будет.
-- Будут ли обсуждаться в Самаре проблемы российско-эстонских отношений?-- Могу это предвидеть. Когда ЕС не замечает превышения допустимых пределов использования силы эстонской полицией, но поднимает шум вокруг
«Марша несогласных» в Москве и Питере, а также бурно реагирует на демонстрацию перед эстонским посольством в Москве, мне вспоминается поговорка о тех, кто «не видит бревна в собственном глазу». Здесь есть доля лицемерия, двойных стандартов. Принцип солидарности между членами ЕС оказывается важнее объективности.
-- Участвует ли ЕС в решении проблем русскоязычного населения стран Балтии?-- Евросоюз частично финансирует программы интеграции. С паспортами неграждан наконец-то стало возможно передвигаться по территории Евросоюза без виз. Но кардинальных сдвигов в положении русскоязычного населения не произошло. Увы, не произошло и сдвигов в восприятии этой проблемы в ЕС, там по-прежнему предпочитают не замечать несоответствие отношения к этим людям критериям Евросоюза.
-- Среди заявленных тем саммита фигурирует энергетика. ЕС снова будет требовать от Москвы ратификации Энергетической хартии с транзитным протоколом, дающим Евросоюзу свободу доступа к российским трубопроводам?-- Тема энергетики намного богаче, чем этот отставший от жизни документ. Энергодиалог Россия--ЕС ведется, причем весьма активно. К лиссабонскому саммиту Россия--ЕС в ноябре 2007 года готовится очередной ежегодный обобщающий доклад. Одна из идей -- создание «механизма раннего предупреждения», который позволял бы заблаговременно обмениваться информацией о возможных проблемах.
-- Обострение противоречий между Москвой и Таллином угрожает проекту газопровода «Северный поток» -- Эстония собирается расширить границу территориальных вод в Финском заливе, чтобы помешать строительству трубы из России в Германию...-- Тема газопровода уже обсуждалась на саммитах, со стороны ЕС было подтверждено, что данный проект отвечает интересам энергетической безопасности Европы в целом. Здесь расхождений нет. Что касается эстонской позиции, то речь шла о техническом вопросе -- маршруте прокладки трубы. Между прочим, страны Балтии в свое время выказывали заинтересованность в подключении к этому проекту, чтобы пользоваться транспортируемым газом.
-- Когда вступит в силу упрощенный режим выдачи шенгенских виз для отдельных категорий российских граждан -- госчиновников, бизнесменов, ученых, журналистов?-- До начала летнего отпускного сезона. Официально об этом будет объявлено в Самаре. Все процедуры по соглашению завершены в начале мая, с 1 июня оно вступает в силу.
-- Будут ли обсуждаться на саммите в Самаре планы размещения в Центральной Европе систем американской противоракетной обороны?-- Не исключаю, хотя официальная позиция ЕС сводится к тому, что это не его вопрос. Звучит довольно странно, ведь Польша и Чехия являются членами не только НАТО, но и ЕС. Понятно, что ЕС -- это не оборонительный и не военный союз. Но единая внешняя европейская политика по крайней мере должна сопровождаться какими-то консультациями. Иначе в чем смысл европейской политики в области безопасности и обороны? Насколько я знаю, в Евросоюзе тема ПРО в стратегическом аспекте не обсуждалась.