|
|
N°83, 17 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Недешевенько и густенько
В столичном Центральном доме художника открылась ярмарка «Арт-Москва»
Современное искусство сегодня в большом почете. Одиннадцать лет назад, во время первой «Арт-Москвы», существовавшей на правах экспериментальной модели не существовавшего еще рынка, несколько галерей продавали работы художников по ценам, за которые сейчас не купишь их же почеркушки на ресторанных счетах. А общая выручка первой «Арт-Москвы» равнялась приблизительно нынешней цене на солидную работу модного тандема Дубосарский--Виноградов. Времена изменились. Вкладывать деньги в искусство теперь выгодно. Подготовленная компанией «Экспо-Парк. Выставочные проекты» и региональным общественным фондом поддержки художественных проектов «Арт-Москва», нынешняя ярмарка убеждает перфекционизмом многих галерейных экспозиций, предлагающих купить искусство качественное и дорогое. Имидж «Арт-Москвы» сегодня мало отличим от ее сестер в респектабельных городах Европы и Америки. Галерей из ближнего и дальнего зарубежья нынешним маем добрая половина. И здорово, что ярмарка до сих пор не утратила энергию экспериментального проекта: она обрамлена некоммерческими программами, благодаря работе экспертного совета из лучших специалистов в области contemporary art она стимулирует творческое отношение к участию как у художников, так и у галеристов. Сегодняшняя «Арт-Москва» просто отличная художественная выставка с парадом звезд, от российских до зарубежных, таких как Микеланджело Пистолетто, Янис Кунеллис, Тони Мателли...
Мониторинг цен на искусство этого года, возможно, огорчит в сравнении с еще совсем недавним прошлым. Дорожает все стремительно. Изучая прайс-листы на живопись и масштабные инсталляции известных российских галерей XL, «Айдан», «Роза Азора», «Риджина», «АРТСтрелка Projects», «Ковчег», Гари Татинцяна, а также киевской Fine Art, позволю сделать следующее наблюдение: искусство активно работающих мэтров из России и Украины пока еще допустимо приобрести по цене в пределах 10--15 тыс. у.е. Своеобразный рекорд установила живописная инсталляция Николы Овчинникова с имитацией музейной экспозиции русского авангарда, словно увиденной в сильно искажающий пропорции объектив. За стену такой живописи галерея просит 84 тыс. у.е. Работы российских звезд восьмидесятых стоят очень дорого: творения Семена Файбисовича галереей «Риджина» продаются по цене до 40 тыс. Поколение становится музейной историей. Работы западных звезд (уровня Тони Мателли и Вика Муниса) в галерее Гари Татинцяна предлагаются за суммы, исчисляемые уже не десятками, а сотнями тысяч у.е.
Молодое российское и украинское искусство можно еще купить по щадящим ценам, от 1,5 до 5 тыс. у.е. за картину. Правда, бывают исключения. Огромная имитирующая пиксельные зазубрины картина Натальи Стручковой, чья живопись имеет коммерческий успех на международных ярмарках, галереей «Риджина» оценивается аж в 35 тыс. у.е.
Некоммерческие проекты достойны отдельного разговора. Один из них посвящен новой биеннале в местечке Шаргород на Украине. Другой, подготовленный объединением М'АРС и куратором Антонио Джеузой, пародирует реалити-шоу формата «Дом-2» и «За стеклом». На все время работы ярмарки семь звезд современного российского искусства (среди них Сергей Шутов, Диана Мачулина, Елена Ковылина, Антон Литвин) будут жить в одной комнате, заниматься решением творческих проблем и испытывать друг у друга нервы на прочность. Кто самый креативный и психически устойчивый, решит жюри в конце ярмарки.
Отдельный бонус -- персональные экспозиции на коммерческих галерейных стендах. Совершенно восхитительной получилась авторская выставка фотографий Владислава Ефимова об антикварной точке зрения на бытовую технику давнего прошлого. Она подготовлена сравнительно молодой лондонской галереей Ravenscourt, второй год успешно участвующей в «Арт-Москве» с проектами российских художников.
О специфике работы в российских ярмарках современного искусства «Времени новостей» рассказала хозяйка галереи XL Елена СЕЛИНА.
-- Лена, «Арт-Москва» сегодня такая успешная и аттрактивная не в последнюю очередь благодаря вашему деятельному участию в нашем артпроцессе на всех его крутых виражах. Умение железную коммерческую хватку сочетать с готовностью быть миссионером-культуртрегером -- обязательное для успешного галериста качество?
-- Да. Конечно. Если ты открываешь галерею, необходимо учиться мыслить творчески. Легче всего завесить комнату картинами Дубосарского--Виноградова и их многочисленных эпигонов. Только это скучно и даже стратегически неверно. Галерея должна обновлять кровь и стимулировать у зрителя-покупателя новый интерес к нераскрученным еще видам, формам, жанрам. Вот для меня важны сегодня новые технологии, преодолевающие традиционные стереотипы о том, что такое инсталляция, картина, скульптура. Я с удовольствием выставляю мультимедийное искусство Аристарха Чернышева, Алексея Шульгина. А рядом с ними уже совсем иначе, интересно смотрится классический Пивоваров или Мамышев-Монро. Новые манки появляются; и посетителю, и мне интересно!
-- Может, неумение творчески мыслить -- причина того, что новых галерей на «Арт-Москве» в частности и в Москве вообще появляется не так-то много...
-- Согласна. Проблема еще и в том, что новых художников мало. А признанные уже выбрали себе партнеров.
-- Уровень представленного в этом году искусства в разных галереях высокий?
-- Ровный уровень. В отличие от Айдан (галеристка и художница Айдан Салахова. -- Ред.) не считаю, что качество как-то особо повысилось в сравнении с прошлым годом. Меня лично немного шокирует желание галерей биться за каждый квадратный сантиметр на отведенном им пространстве. Все очень густенько упаковано.
Подготовил Сергей ХАЧАТУРОВ