Алкогольные и табачные деньги не играют существенной роли в финансировании российских партий
Инициированный главой партии «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым и членом одноименной фракции в Госдуме Евгением Ройзманом законопроект о запрете алкогольным и табачным компаниям финансировать партии, судя по всему, сугубо популистская предвыборная мера. С одной стороны, избиратели будут только рады запретить таких «вредных» спонсоров, с другой -- среди официальных жертвователей политических партий крупных компаний такого рода нет. Зато среди депутатов есть множество крупных бизнесменов, способных профинансировать нужды своей партии.
А закон о лоббизме, который мог бы ввести в цивилизованное русло финансовые отношения между бизнесом и партиями, в России не могут принять уже более десяти лет.
«Приближается предвыборная кампания, и всем партиям нужны имиджевые ходы. У нас табачные и алкогольные компании крайне непопулярны, причем даже среди избирателей, которые благополучно потребляют их продукцию. Поэтому сама эта идея рассчитана на имиджевый эффект, -- пояснил «Времени новостей» смысл законопроекта заместитель главы Центра политических технологий Алексей Макаркин. -- Г-н Ройзман, как известно, свою политическую карьеру сделал на борьбе с наркотиками в Екатеринбурге. И теперь он переносит идеи борьбы с человеческими слабостями на федеральный и партийный уровень».
Напомним, что в минувшую пятницу спикер Совета Федерации Миронов и депутат Ройзман внесли в Госдуму законопроект, который предусматривает запрет на пожертвования политическим партиям, их региональным отделениям, в избирательные фонды кандидатов (на выборах всех уровней) от юридических лиц, осуществляющих производство или оптовую торговлю табачными изделиями, этиловым спиртом, алкогольной продукцией или пивом. Правда, получается, что деньги, полученные ЛДПР от производства водки «Жириновский», вполне законны. Контролировать источники финансирования партий авторы закона предлагают через ежегодные финансовые отчеты.
В таких отчетах, публикуемых на сайте Центральной избирательной комиссии, партии указывают, кто дал им деньги, например, на проведение избирательной кампании. В сводных финансовых отчетах согласно закону «О политических партиях» также содержатся сведения о юридических и физических лицах, осуществивших пожертвования политическим партиям. Средняя сумма таких пожертвований в прошлом году для юридического лица не превышает 400 тыс. руб., для физического лица -- 20 тыс. руб. Каких-либо санкций по отношению к партиям или жертвователям проверка финансовых отчетов пока за собой не влекла.
По данным финотчетов за 2006 год, только у партии «Единая Россия» одним из трех официальных спонсоров партии оказался холдинг «Красный Восток», по некоторым сведениям, принадлежащий депутату-единороссу Госдумы Айрату Хайруллину и занимающийся изготовлением пива. Сейчас депутат вместе с братом Илшатом Хайруллиным владеет компанией «Эдельвейс». Больше ни у одной крупной партии алкогольные или табачные деньги не фигурируют.
Зато, например, у той же «Единой России», против которой, судя по всему, борется «Справедливая Россия», среди спонсоров значатся все три крупнейшие кондитерские компании России -- "Рот Фронт", концерн «Бабаевский» и "Красный Октябрь". Но устроить пиар-кампанию против финансирования партий за счет шоколада «эсерам» было бы гораздо труднее.
«В мире в условиях развитого гражданского общества, если алкогольные или табачные компании напрямую финансируют политические партии, это сразу крайне негативно отражается на репутации политических сил, -- считает политолог Макаркин. -- Это сразу восстанавливает против партии множество организаций. А у нас меньше интересуются деньгами партий. Особенно если алкогольный бизнесмен, например, выступает как благотворитель, поддерживает какие-нибудь спортивные общества. Избиратели уверены в том, что наверху все воруют, поэтому как именно, им уже неинтересно. Но если поднять тему, то избиратели одобрят, не вникая в подробности».
При этом эксперты и депутаты сходятся во мнении, что при желании табачные или водочные компании смогут финансировать партии через другие фирмы, с юридической точки зрения не имеющие никакого отношения к табаку или алкоголю.
В нынешних рядах единороссов есть член комитета по бюджету и налогам табачный магнат (ОАО «Донской табак») Иван Саввиди, основатель и хозяин группы "ОСТ", член того же комитета Владимир Пекарев, бывший депутат-единоросс Владимир Брынцалов -- основатель фармацевтической компании "Ферейн", которая наравне с лекарственными препаратами выпускала спиртсодержащую продукцию, а также был погибший в 2005 году совладелец производившего водку холдинга "Веда-Система" Кирилл Рагозин.
А вот те из членов «Единой России», кто попал в последнюю «золотую сотню» журнала «Форбс»: Леонид Симановский (1,1 млрд долл.), Александр Лебедев (1 млрд), Айрат Хайруллин (470 млн), Борис Зубицкий (300 млн), Владимир Груздев (300 млн), Зелимхан Муцоев (270 млн), Владимир Крупчак (210 млн), Николай Борцов (180 млн), Владимир Пекарев (120 млн), Олег Савченко (100 млн), Александр Аристов (80 млн), Ахмед Билалов (75 млн), Иван Саввиди (70 млн), Саит-Салам Гуцериев (70 млн долларов).
Среди парламентариев подавляющее число официальных миллионеров и миллиардеров состоит именно во фракции «Единая Россия». Даже член ЛДПР бизнесмен-миллиардер Сулейман Керимов, чье состояние существенно превосходит богатство всех вышеупомянутых легальных миллионеров из партии власти, покинул эту фракцию и недавно вступил в партию «Единая Россия». Глава ЦИК партии "Единая Россия" Андрей Воробьев оказался одним из основателей группы компаний "Русское море" -- крупного продавца рыбы и морепродуктов в России. Правда, сейчас, по словам самого политика, группу контролирует его младший брат Максим Воробьев.
То есть все остальные -- не табачные и не водочные крупные бизнесмены, способные в трудную минуту помочь родной партии материально, -- представителей «Справедливой России» не заинтересовали. Как и немногие состоятельные члены других политических партий.
Существует несколько причин, толкающих бизнесменов во власть: желание сделать законодательную базу максимально удобной для развития собственного бизнеса и, соответственно, всей экономики страны; стремление к контролю над властью; использование тех возможностей, которые предоставляет близость к властным структурам, в личных целях -- как амбициозных, так и деловых. Наконец, политическая защита от разнообразных угроз, хорошо знакомых любому российскому предпринимателю. Современные бизнесмены-депутаты лоббируют свои интересы и демонстрируют лояльность власти, что взаимосвязано. В политических же вопросах депутатский лоббизм сейчас в России неэффективен.
При борьбе за финансовую чистоту "эсерам" нужно было бы скорее проводить закон о лоббизме, а не искать в партийных кассах алкогольные и табачные деньги. А отношение разных думских сил к лоббизму остается очень лояльным. Все попытки узаконить это явление, предпринятые за последние 13 лет, оказывались безуспешными. В последний раз законопроект о лоббизме через палату в прошлом году пытались протолкнуть члены «Единой России», но и он был отвергнут руководством палаты и депутатским большинством.