|
|
N°82, 16 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Процент несогласия
Социологи попытались вычислить оппозиционеров
Оппозиционные «марши несогласных» с трудом, но все-таки пробились в информационное поле. Многие в России уже знают о том, что они проходят, кое-кто даже начал догадываться о том, с чем именно не согласны их устроители и участники. Однако запомнить лозунги несогласных почти никому не удалось. Более того, в обществе пока господствует равнодушное спокойствие: большинство россиян относится к маршам и оппозиционерам с безразличием.
В конце прошлого месяца с разницей в одну неделю большие опросы о маршах «Другой России» провели фонд «Общественное мнение» (21--22 апреля) и Всероссийский центр изучения общественного мнения (27--28 апреля). Хотя вопросы обеих социологических организаций несколько отличаются, в некоторых случаях данные вполне можно сравнивать. Так, например, большая часть жителей России пока про этот жанр публичного выступления либо не слышала, либо слышала «что-то/кое-что» (ФОМ -- 67 и 19%, ВЦИОМ -- 49 и 43% соответственно). В апрельском опросе «Левада-центру» в полном незнании признались 55% респондентов. Правда, большинство узнавали о маршах из телевизионных сообщений, куда весьма скудные сведения об оппозиционных выступлениях прорывались с боем.
Но, несмотря на то что факт существования маршей люди понемногу начинают отмечать, особого интереса эти акции сейчас не вызывают. По крайней мере опрос ВЦИОМ свидетельствует о том, что говорить об этом россиянам неинтересно: подробно обсуждали это явление с друзьями и знакомыми лишь 3% респондентов, затрагивали тему в беседе 13 человек из ста. 72% наших соотечественников не сочли «марши несогласных» поводом для обмена мнениями.
Совершенно неожиданно наиболее аполитичными оказались жители обеих столиц. Напомним, что наиболее массовые акции под знаменами «Другой России» собирались в Санкт-Петербурге и в Москве, тогда как попытка провести несанкционированный марш в Нижнем Новгороде собрала несколько десятков активистов и журналистов. Тем не менее, согласно опросу ВЦИОМ, количество готовых к маршу в Москве и Петербурге минимально -- 1%. Поддерживают марши, но участвовать не хотят 9% жителей двух столиц. При этом в других крупных городах (от 500 тыс. населения) доля активных и потенциальных несогласных выше: каждый двадцатый готов идти на улицу, уровень пассивной поддержки -- 15%.
Однако тематика маршей весьма занятно преломилась в народном сознании. Во-первых, подавляющее большинство (можно даже сказать практически все) опрошенных не имеют никакого представления о лозунгах, под которыми проводятся марши, и о самом предмете несогласия. По данным ФОМ, во второй половине апреля 81% не мог сказать, чего хотят участники оппозиционных акций. Неделей позже ВЦИОМ на схожий вопрос о целях марширующих ответа не дали 72% респондентов. Динамика в целом положительная, но на прямой вопрос: «Запомнили ли вы какие-нибудь лозунги?» -- 96% (!) сказали «нет». Впрочем, оно и понятно: сложно запомнить лозунг, если даже на сайтах, посвященных организации акций протеста, большая часть новостей -- это история переписки с властями и сообщения о задержаниях активистов. Найти же там список лозунгов очередного марша -- задача не самая простая.
Во-вторых, даже те опрошенные, кто считает себя информированным о целях «маршей несогласных», отметили далеко не то, против чего в основном выступают организаторы уличных шествий. О самых значимых политических лозунгах радикальной оппозиции типа «Верните людям выбор» мало кто вспомнил. На первое место, как обычно, вышла социалка. Социологам ФОМ чаще всего говорили о том, что «требуют достойной жизни, повышения зарплат и пенсий, снижения цен». В опросе ВЦИОМ на первое место с 8% голосов вышла версия, что марши -- это «попытка привлечь внимание властей к отдельным социальным проблемам». Впрочем, значимость популистской социалки и сами несогласные, похоже, начинают понимать, сколь бы мало внимания они не уделяли пропаганде собственных лозунгов. Так, назначенный на 18 мая марш в Самаре, приуроченный к саммиту «Россия--ЕС», пройдет в том числе и под лозунгами о необходимости компенсировать старые советские вклады в Сбербанке, о прекращении застройки исторических центров и скверов и с призывами к снижению коммунальных тарифов.
Владимир ДЗАГУТО