В Совете Безопасности ООН вчера началось обсуждение официального послания, в котором правительство Ливана требует
наконец-то учредить Международный трибунал для расследования убийства ливанского экс-премьера Рафика Харири и последующего осуждения виновных. Кортеж известного политика был протаранен смертником на заминированном грузовичке
14 февраля 2005 года в центре Бейрута. Вместе с Харири погибли еще 22 человека.
Для нынешнего главы ливанского правительства Фуада ас-Синьоры
(на снимке) добиться поимки организаторов преступления -- дело чести. Премьер был дружен с погибшим. Да и к тому же Фуад ас-Синьора уверен, что попустительство терактам в стране, где участились убийства политиков, чревато повторением ужасов гражданской войны, которая терзала Ливан с 1975 по 1990 год. Премьера поддерживает парламентское большинство, среди депутатов -- Саад Харири, сын убитого.
Однако спикер парламента Набих Берри и лидер влиятельной шиитской партии «Хизбалла» шейх Хасан Насралла выступают против немедленного создания трибунала. Они ссылаются на то, что им не все нравится в проекте его устава. И уж тем более они не хотят, чтобы международный суд был навязан Ливану Организацией Объединенных Наций, считая это «вмешательством во внутренние дела». Шейх Насралла вообще не доверяет ООН. Он не раз говорил, что эта структура в лучшем случае мало что решающий «клуб для чаепитий», где заправляют американцы.
Есть подозрения, однако, что Берри и Насралла сознательно затягивают решение вопроса о трибунале. Возможная причина -- оба они близки соседней Сирии, получают от нее политическую и материальную поддержку. А как раз на руководителей сирийских спецслужб и пало подозрение в подготовке убийства Харири. Тот выступал за вывод Бейрута из-под влияния Дамаска, политики и бизнесмены которого хозяйничали в Ливане как у себя дома.
Россия (особенно Министерство иностранных дел) выступает за то, чтобы ливанцы все-таки договорились между собой. В Москве считают, что иначе противоречия выльются в столкновения между сторонниками и противниками трибунала. Фактически это будет конфликт между антисирийскими и просирийскими силами в Ливане. Загвоздка еще и в том, на каком юридическом основании может ООН навязать этот суд ливанцам, если не все ливанские лидеры согласятся на это добровольно.
Осведомленные источники в МИД России еще недавно даже прогнозировали обозревателю «Времени новостей» падение правительства ас-Синьоры, если он начнет форсировать события. А один из российских чиновников говорил "ВН", что ливанский премьер не осмелится инициировать создание трибунала напрямую через ООН. В условиях Ливана это действительно рискованно -- премьера могут не только свалить с поста, но и убить.
Тем не менее 63-летний Фуад ас-Синьора решился на смелый поступок и направил послание генсеку ООН Пан Ги Муну с просьбой изыскать «альтернативные способы безотлагательного создания трибунала» с учетом того, что вряд ли удастся дождаться необходимого одобрения на это ливанского парламента. Спикер Набих Берри хотя и представляет в парламенте меньшинство, но обладает правом проводить или нет заседания, а сейчас он попросту срывает их. Премьер напомнил, что о происходящем очень хорошо осведомлен юридический советник генсека ООН Николя Мишель, часто бывающий в Бейруте и знающий, что «все зашло в тупик».
Итак, к дебатам в Совете Безопасности ООН по Косово и Ирану добавилась еще одна сложная проблема -- ливанская. Уже ясно, что и здесь сильно разнятся позиции России, с одной стороны, и западных стран во главе с США и Францией, с другой. (Погибший Рафик Харири был другом теперь уже бывшего президента Франции Жака Ширака.) Вчера американский постоянный представитель при ООН, бывший посол в Ираке Залмай Халилзад заявил, что уже в конце этой недели может появиться проект резолюции по международному трибуналу, создание которого важно для «стабильности и демократии Ливана». Российские дипломаты воспринимают это иначе: им кажется, что такой суд принесет Ливану "нестабильность".