|
|
N°136, 29 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Святая Тереза против Мао Цзэдуна
Пекин возмущен канонизацией китайских мучеников
Послезавтра утром -- в первый день октября -- на площади Святого Петра Папа Римский Иоанн-Павел II объявит о канонизации 120 китайских католических мучеников. 33 из них -- миссионеры из Испании, Франции, Италии, Бельгии и Нидерландов. Оставшиеся 87 -- китайцы, 83 из которых были обычными прихожанами. Большинство из них погибли в XIX веке, 50 стали жертвами восстания боксеров в 1900 году.
Ватикан придает этому событию большое значение: канонизация китайцев в юбилейный год 2000-летия христианства должна подчеркнуть как всемирную широту деятельности католиков, так и ее глубокие исторические корни. По словам главы отдела прессы Святого престола Наварро-Валлса, «китайские верующие впервые будут возвышены к славе алтаря и представлены христианам всего мира как пример человеческого постоянства и веры. Грядущая канонизация рассматривается как высокая честь для церкви и для китайского народа».
Хотя среди 120 мучеников нет ни одной жертвы коммунистической власти, Пекин уже заявил о своем крайнем недовольстве. Главное обвинение -- Ватикан прославляет злодеев, торговавших опиумом, занимавшихся бесчинствами и грабивших простой народ. Представитель МИД КНР Сунь Юйси разъяснил, что большинство из этих так называемых мучеников убили не просто так, а за нарушение китайских законов или запугивание китайского народа. Ватикан обвинили в преднамеренном искажении истории, заключавшемся в «прославлении империализма» (пособниками которого были христиане) и «принижении миролюбивого характера китайского народа» (поднявшегося на истребление империалистов и их прислужников). Святой престол отверг упреки в политической мотивации решения о канонизации и назвал китайские обвинения «беззащитных мужчин и женщин всех возрастов в огромных преступлениях» результатом «одностороннего прочтения истории и мистификации».
Упрек в «неуважении суверенитета китайской церкви» имеет под собой основания: хотя подбор китайских кандидатов для канонизации проводился Ватиканом с конца XIX века, нынешний «короткий лист» составила коллегия епископов Тайваня. Дело в том, что официальная «патриотическая» католическая церковь в КНР отвергла каноническое общение со Святым престолом и сама назначает своих епископов. О подборе кандидатов стоило посоветоваться с епископами тех провинций, где когда-то погибли эти мученики. Однако раскол китайских католиков на официальную и «катакомбную» части сделал такие консультации затруднительными. Разгневанные официальные католики КНР «решительно потребовали от Ватикана искреннего покаяния перед китайской нацией в связи с совершенными им в истории ошибками».
Однако эмоционально власти КНР были более всего уязвлены тем, что датой канонизации избрано 1 октября -- день образования возглавляемой компартией народной республики. По католическому календарю этот день связан не с победой Мао Цзэдуна, а с днем прославления покровительницы миссий, умершей в 1897 году юной кармелитской монахини св.Терезы из Лизье.
В ответ на критику поверенный в делах ватиканского посольства в Тайбэе Адольфо Иллана обещал на следующий год новые канонизации китайских мучеников: «Пусть в Пекине поберегут слюни. Скоро им еще будет что покритиковать». Взаимная непримиримость сторон вновь отодвинула нормализацию отношений Пекина и Ватикана на неопределенный срок. Ни прошлогодняя миссия неофициального эмиссара Ватикана в Гонконге Фернандо Филони, ни недавний визит в Пекин кардинала Роже Эчегарэ так и не привели стороны к взаимопониманию.
Александр ТИМОФЕЕВ