Главе компании «Русснефть»
Михаилу Гуцериеву предъявлено официальное обвинение в незаконном предпринимательстве. Об этом вчера вечером информагентствам сообщил источник в Следственном комитете (СК) при МВД. Кроме того, в незаконном предпринимательстве уличены трое компаньонов г-на Гуцериева, возглавляющие дочерние компании «Русснефти». Как выяснилось, обвинения эти были предъявлены бизнесменам еще 4 мая. Причем вчера же источники в МВД отметили, что
обвинения в уклонении от уплаты налогов г-ну Гуцериеву были предъявлены еще в феврале.
Таким образом, череда криминальных скандалов, преследующих последнее время нефтяную компанию, получила продолжение. Как уже сообщала газета
«Время новостей», в феврале и
апреле этого года сотрудники СК проводили серии обысков и выемок как в самой «Русснефти» и ее подразделениях, так и в работающих с ними банках. Уже тогда в МВД открыто говорили о подозрениях в отношении руководителей компании, хотя претензии эти были весьма скромными - речь шла о неуплате налогов всего на несколько миллионов рублей. Сейчас, насколько известно, масштабы претензий к нефтяникам принципиально не изменились. И это может подтверждать существующее предположение, что неприятности руководства «Русснефти» стали своего рода "показательной поркой" за слишком активные деловые инициативы по покупке части активов ЮКОСа.
Во всяком случае вряд ли можно утверждать, что «Русснефть» постигнет участь ЮКОСа. Претензии к г-ну Гуцериеву выдвинуты куда как более мягкие и, если даже дело дойдет до суда, реальная потеря свободы и бизнеса, считают наблюдатели, ему вряд ли грозит.
Уголовное дело, в рамках которого предъявлено обвинению г-ну Гуцериеву и его компаньонам, началось осенью прошлого года по инициативе Генпрокуратуры. В основу его легли материалы проверок налоговой службы и ДЭБ МВД. Тогда предварительные расследования показали, что руководители трех «дочек» «Русснефти» -- ЗАО «Нафта-Ульяновск», ОАО «Ульяновскнефть» и ОАО «Аганнефтегазгеология» (АНГГ) - замешаны в незаконном предпринимательстве. Речь шла о реализации нефти, добытой с нарушением лицензионных соглашений.
Поначалу было возбуждено несколько уголовных дел, которые были переданы для расследования в СК, а потом объединены в одно производство. Г-н Гуцериева первый раз допросили в январе - как свидетеля, а феврале - после проведения обысков в нефтяной компании и ее трех «дочках» -- он уже превратился в обвиняемого в уклонении от уплаты налогов. Тогда речь шла о сумме в размере 1,7 млн руб., что, в принципе, нельзя было расценивать как серьезное преступление, учитывая обороты «Русснефти».
Но на этом следователи СК останавливаться не собирались, и в апреле в рамках расследования данного дела провела серию обысков в четырех банках, сотрудничающих с нефтяной компанией.
Газета «Время новостей» первой сообщила о новых подробностях этого громкого дела (см. номер от 12 апреля 2007 года). Тогда московский ОМОН одновременно нагрянул в головные офисы ООО «Международные финансовые технологии (МФТ) банк», московский филиал «Русь-банка», ОАО «Мосстройэкономбанк», в дополнительный офис Бин-банка на Можайском шоссе и два его структурных подразделения - бухгалтерию на улице Обручева и службу безопасности на улице Петра Алесеева.
Следователи изъяли большое количество «черновых записей», которые официально не были учтены, а также печати. Это дало им основания заподозрить сотрудников банков в том, что те стали авторами схем ухода от уплаты НДС, чем «Русснефть» занималась на протяжении полутора лет - с лета 2004-го и до конца 2005-го. Ко многим из этих деловых людей у следователей «накопились вопросы», которые они и начали задавать на начавшихся незамедлительно допросах.
Результат не заставил себя ждать, и 4 мая, как сообщили вчера источники информагентств в СК, главе Русснефти было предъявлено обвинение в незаконном предпринимательстве. Та же участь постигла и трех его компаньонов, возглавляющих дочерние предприятия компании -- «Нафта-Ульяновск» Виктора Курочкина, «Ульяновскнефть» Игоря Еланского, АНГГ Сергея Бахира.
«Незаконное предпринимательство было совершено организованной группой и сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере», -- сообщил источник. В качестве меры пресечения всем четырем предпринимателям избрана подписка о невыезде.