Время новостей
     N°82, 16 мая 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.05.2007
Рассвет с Генрихом Первым
В Люксембурге пройдет Первый Международный конкурс дирижеров имени Евгения Светланова
В конце мая столица Великого Герцогства Люксембург на десять дней соберет представителей одной из самых эффектных и масштабных музыкальных профессий. Из 150 музыкантов от 20 до 40 лет, приславших свои заявки и записи, на конкурс было отобрано 18. Организаторы надеются, что среди них найдется новый неповторимый лидер, способный подтверждать верность музыкантской бескомпромиссности Светланова.

Судьба самого Евгения Федоровича не была случайной. Не только дирижер -- симфонический, оперный, балетный, но и пианист (учился у самого Генриха Нейгауза), композитор, он родился в семье артистов Большого театра. А в 1962 году стал его ведущим дирижером. В 1965-м возглавил знаменитый Государственный симфонический оркестр СССР, с которым отыграл 35 сезонов.

Светланов сотрудничал с лучшими оркестрами мира: лондонскими симфоническим и «Филармонией», оркестром Би-би-си, Филадельфийским, оркестром де Пари, Национальным оркестром Франции, оркестром Санта-Чечилия, Берлинским филармоническим, Венским симфоническим, голландским королевским Концертгебау, оркестром Шведского радио... «Вы должны играть так, как будто от этого зависит ваша жизнь», -- неизменно повторял он музыкантам, в какой бы стране ни приходилось работать.

Конкурс его имени проходит не в России. Поборники незыблемого патриотизма, мы не можем отдать дань памяти -- не формальной, а музыкальной -- человеку, ставшему светочем нашей культурной жизни. Вдова дирижера Нина НИКОЛАЕВА-СВЕТЛАНОВА, возглавившая оргкомитет конкурса в Люксембурге, объяснила это царящим здесь сегодня равнодушием.

-- Почему конкурс проходит не в России. И как он оказался в Люксембурге?

-- Может быть, и мне в чем-то не хватило сил. Но когда устраиваешь конкурс, хочется в конце концов, чтобы он был кому-то нужен! Когда-то у нас проходил Всесоюзный конкурс дирижеров. Но он заглох. И мне кажется, никого в России это давно не волнует.

А в Люксембурге прежде всего потому, что там нашлись люди, которых идея дирижерского конкурса всерьез заинтересовала.

-- Наверное, главную роль сыграло звучное имя Светланова?

-- Сошлось несколько факторов. Для меня важно, что Евгений Федорович, однажды удачно выступив в Люксембурге на фестивале, очень полюбил эти места. Ему страшно импонировала открытость слушателей, тем более что на его концерты ломились, и притом самая пестрая публика! В 90-е он познакомился там с Чингизом Айтматовым, выдающимся писателем и послом Киргизии в Бенилюксе. Они с удовольствием общались, быстро находя точки соприкосновения, им было интересно друг с другом. Вот так и получилось, Люксембург стал какой-то особенной страницей в его творческой и человеческой биографии.

-- И средства на конкурс тоже предоставил Люксембург?

-- Вы ошибаетесь, если думаете, что в Люксембурге можно учредить конкурс просто так. Для этого в поддержку должно найтись пять-шесть человек, таких коренных жителей, стоящих у руля государства. И они нашлись благодаря Эжену Приму, президенту оркестра «Европейские солисты Люксембурга». И собраны под эгидой великого герцога Генриха Первого. Среди них его главный советник -- маршал при Почетном дворе, или, например, почетный посол Герцогства... Так что все серьезно! Мне поначалу было боязно: ну что это -- приехала русская дамочка: «Хочу конкурс!» А в результате все отнеслись к предложению с необычайным интересом. Ведь если Москва, Париж, Лондон готовы взорваться от бесчисленных больших и малых конкурсов, то Люксембург ими не избалован. Эжен Прим даже полагает, что конкурс станет центральным культурным событием этой страны.

-- Но есть ли гарантия, что он потом будет продолжаться и дальше?

-- Именно это и есть самая привлекательная сторона. Один -- первый -- конкурс я бы еще организовала в России, возможно, даже в Москве, пусть и с максимальным напряжением всех сил. Но никто не может гарантировать, что традиция будет продолжена. Сколько всего у нас за последние два десятилетия бурно начиналось и бесславно заканчивалось! А тут еще так случилось, что Люксембург в 2007 году объявлен культурной столицей Европы. И, кстати, именно во время конкурса Люксембург посетит Путин.

-- Как часто будет проходить конкурс?

-- Раз в три года. Следующий уже запланирован на 2010 год.

-- Нина Александровна, почему Евгений Федорович, блестяще владеющий дирижерской техникой, гигантским репертуаром, не преподавал?

-- Считал, что для этого нужен особый талант. Что можно быть потрясающим музыкантом, но при этом ничего не дать своим ученикам. Что у педагога должна быть особая харизма.

-- А сам он никогда не высказывал идеи дирижерского конкурса?

-- В принципе он ко всем конкурсам относился отрицательно. Ведь в ХХ веке их расплодилось неимоверное количество. Но посмотрите: пианистических полно, и скрипичных, и виолончелисты уже не отстают. А дирижеры... Ну тут просто «алло, мы ищем таланты!».

-- Россия, наверное, как-нибудь поддержала конкурс?

-- Никто не дал ни копейки. Никому он не нужен. Меня если кто-то и поддерживает, то только московское правительство. Но бесконечно ходить и просить я все-таки не могу. В свое время Евгению Федоровичу определили пенсию как всем. По теперешним временам это было бы примерно 2,5--3 тыс. руб. Все уговаривали: «Женя, напиши письмо, прошение... с твоими-то заслугами... ты же Герой Соцтруда, народный артист... Ну надо же приличную пенсию, посмотри на коллег...» А он в ответ только смеялся: «Если мое правительство считает, что я заслужил такую пенсию, я ее и буду получать! Сам просить ни-че-го не буду!» Вот я было пошла здесь, в России, деньги просить на конкурс, а на меня дядька выпучивает глаза: «А кто это такой -- Светланов???»

-- В комитет почетных членов конкурса вошли великие дирижеры Риккардо Мути, Зубин Мета, Вольфганг Заваллиш и Мюн Вун Чунг. А кто в жюри?

-- Собраны выдающиеся артисты и организаторы мировой музыкальной жизни. В частности, Жан-Клод Казадезюс, музыкальный директор Национального оркестра Лилля и Молодежного оркестра Франции, Рене Керинг, интендант Оперы, оркестра и фестиваля «Радио Франс»; композитор Александер Мюлленбах, председатель Высшего музыкального совета Люксембурга... А возглавит его Владимир Ашкенази, выдающийся пианист и дирижер родом из России.

-- Помимо денежных премий (первая премия -- 15 тыс. евро) что приятного ждет лауреатов?

-- Каждый получит возможность продирижировать каким-либо из крупнейших оркестров мира, с которыми работал Евгений Федорович, в том числе оркестром Большого театра. Все они официальные партнеры конкурса.

-- Будут ли на конкурсе российские дирижеры?

-- Из восьми или десяти заявок утвердили троих: это Василий Валитов, Алексей Осетров и Константин Чудовский. Уже назначена программа заключительного гала-концерта: в зале великой герцогини Жозефины-Шарлотты прозвучат «Рассвет в поле» Светланова, Фортепианный концерт Грига и Вторая симфония Рахманинова.

Беседовала Наталья ЗИМЯНИНА
//  читайте тему  //  Музыка