|
|
N°82, 16 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Черты бедности
Одна часть России живет по-европейски, другая по-африкански
При выработке региональной стратегии развития властям нашей страны необходимо помнить, что российский восток с российским западом далеко друг от друга не только географически, но и никогда не сойдутся. К таким выводам пришли эксперты Программы развития ООН (ПРООН), представившие вчера доклад «Регионы России: цели, проблемы, достижения». Он доказывает, что проблемы каждого российского региона настолько самобытны, что никаких общих рекомендаций дать нельзя.
По словам одного из авторов доклада профессора МГУ Сергея Бобылева, некоторые российские регионы находятся на европейском уровне, а некоторые -- на уровне африканских стран. Больше всего повезло жителям Москвы, Тюменской области, Петербурга и Татарстана. По уровню жизни, с точки зрения экспертов ПРООН, эти регионы сопоставимы с Чехией и Мальтой, в то время как в беднейших Туве и Ингушетии живут, как в Гватемале или Таджикистане.
Однако бедным регионам не стоит завидовать своим более удачливым соседям. Потому что у богатых есть ряд своих специфических проблем. Так, разрыв в уровне жизни между самыми богатыми и самыми бедными москвичами составляет 28 раз -- он такой же, как в Бразилии. Для сравнения: на Дальнем Востоке самые богатые богаче самых бедных всего в шесть раз, что близко к среднеевропейскому уровню. Причем рост доходов региона помогает только богатой части населения. Так, в успешно развивающемся Петербурге неравенство с 1999 года увеличилось почти вдвое -- с шести до десяти раз.
Кроме того, в богатых регионах гораздо больше притесняют женщин. Как рассказала один из авторов доклада директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, чем выше денежные доходы в регионе, тем сильнее неравенство между зарплатами мужчин и женщин. А такой показатель, как политическое представительство женщин, находится, по ее словам, просто на «неприличном» уровне. Чем богаче и крупнее регион, тем меньше в нем доля женщин-депутатов регионального парламента. В двух третях парламентов Центрального федерального округа доля женщин сокращается год за годом. А в Пермской и Оренбургской областях начиная с 1999 года вообще нет ни одной женщины-депутата.
По мнению авторов доклада, действующая сейчас в России система перераспределения благ путем региональных трансфертов неэффективна и не способствует сокращению регионального неравенства. Экономический рост сам по себе не может решить накопившиеся социальные проблемы. По словам г-жи Зубаревич, российским властям нужно дифференцировать социальную политику и проводить «регионализацию» национальных проектов.
Проблемы самых бедных регионов чрезвычайно остры, но в них живет всего 6% россиян. И авторы доклада уверены, что такие регионы можно быстро «подтянуть» до среднего уровня, если использовать федеральную помощь более эффективно. Гораздо сложнее ускорить рост благосостояния в «средних» регионах, где не хватает собственных ресурсов для развития и где при этом проживает две трети населения России.
Кроме того, по мнению авторов доклада, надо искать стимулы, которые заставят региональные власти стремиться к высокому экономическому росту. Опыт других стран показывает, что политика регионального развития может быть эффективной, только если она носит не директивный, а стимулирующий характер.
Также эксперты ПРООН дают еще один совет -- России необходимо стимулировать мобильность населения. Почти все иностранные эксперты обращают внимание на то, что в нашей стране слишком много людей живут не там, где для них есть работа, а там, где они или их родители когда-то получили жилье. Из-за этого в России складывается парадоксальная ситуация, когда в одних регионах чуть ли не половина трудоспособного населения сидит без работы, а в других активно привлекают рабочую силу из ближнего и не очень ближнего зарубежья.
Вера СИТНИНА