|
|
N°81, 15 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китайский извозчик
Вслед за Индией в гонку на рынке космических транспортных услуг вступил и Китай. В полночь на понедельник с космодрома Сичан (провинция Сычуань на юго-западе страны) стартовала ракета-носитель «Великий поход 3-B». Она вывела на геостационарную орбиту нигерийский телекоммуникационный спутник NIGCOMSAT-1. Это первый коммерческий запуск, выполненный китайской ракетой. Более того, сам аппарат был создан по технологиям, разработанным в КНР. При заключении контракта Пекин также обязался построить в нигерийской столице Абудже центр для контроля за работой спутника. Второй аналогичный наземный комплекс расположен на западе Китая, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе.
Конкуренция на рынке космических транспортных услуг увеличивается практически ежемесячно. В конце апреля с большой помпой отмечался первый коммерческий старт индийской ракеты: на орбиту с космодрома Шрихарикота был выведен итальянский спутник (подробнее об этом см. «Время новостей» от 25 апреля этого года). Но китайцы пошли дальше своих южных соседей: если Дели предоставлял только транспортные услуги (сам аппарат делали в Европе), то нигерийцы получили всю услугу «под ключ» -- и ракету, и спутник, и систему управления.
Но впечатляет не только это: агентство Синьхуа со ссылкой на анонимного представителя космического агентства КНР озвучило поистине наполеоновские бизнес-планы. По его словам, у Китая есть около 30 заказов на доставку на орбиту иностранных спутников. Если чиновник не выдал желаемое за действительное, то этот портфель заказов не только превосходит индийский (в Дели сейчас планируют достичь уровня двух-трех коммерческих запусков в год), но и приближается к уровню лидеров рынка -- США и России.
Отметим также, что 10 мая на заседании Госсовета КНР была одобрена очередная многолетняя космическая программа страны на период до 2010 года. Китайцы сейчас не только намерены развивать практически все перспективные направления космических исследований -- от телекоммуникационных и метеорологических спутников до пилотируемых полетов и исследования Луны, но и готовы позвать частных инвесторов. Вице-премьер правительства Цзэн Пэйянь заявил, что Китай готов привлекать негосударственные инвестиции в космический сектор.
Есть и еще одна важная сторона запуска NIGCOMSAT-1: то, что первый нигерийский спутник был запущен именно китайцами, демонстрирует растущую экспансию Поднебесной в странах третьего мира. Китай сейчас, пожалуй, один из самых активных игроков на мировой сцене, в том числе и в Африке. Для Нигерии собственный телекоммуникационный спутник -- это не только лидирующая позиция в телекоммуникационном бизнесе Центральной Африки, но билет в клуб серьезных стран. И крайне важно то, что получить его Абудже помогла именно КНР, а не какая-либо из «старых» космических сверхдержав.
Владимир ДЗАГУТО