DaimlerChrysler снова разделится на немецкую Daimler и американскую Chrysler. Вчера концерн объявил, что нашел покупателя на свое убыточное американское подразделение -- Chrysler, которое производит, в частности, энергоемкие внедорожники и грузовики. О том, что
немцы собираются продать Chrysler, было объявлено еще в феврале -- после того как американцы по итогам прошлого года «наработали» 1,5 млрд долл. убытков, главным образом за счет падения продаж.
Покупателем убыточной компании, с которым был вчера подписан договор, стал американский фонд частных инвестиций Cerberus Capital Management, который, как следует из его собственной рекламы, «помогает превращать убыточные компании в лидеров отрасли». Делать это ему, очевидно, нетрудно. Председателем совета директоров Cerberus трудится экс-министр финансов США в администрации Буша-младшего Джон Сноу. А одним из подразделений -- Cerberus Global Investments -- руководит бывший вице-президент США (при Буше-старшем) Дэн Куэйл.
Таким образом, американская бизнес- и политическая элита взяла на себя ответственность за экономическое возрождение знаменитой американской марки.
Cerberus Capital Management приобретает 80,1% автоконцерна Chrysler Holding LLC за 5,5 млрд евро (7,4 млрд долл.), 19,9% бывшего подразделения DaimlerChrysler сохранит за собой. Решение о возвращении немецкой группе концерна прежнего названия Daimler AG предстоит принять внеочередному собранию акционеров. По словам главы компании Дитера Цетше, концерн сосредоточится на производстве машин премиум-класса и их обслуживании.
«Мы сегодня очень, очень довольны», -- не скрывал эмоций по поводу заключения договора на продажу Chrysler г-н Цетше. Он отметил, что цена, которую платит Cerberus, была одним из многих критериев, рассматривавшихся при принятии решения относительно покупателя. В результате удалось, продолжил он, на перспективу укрепить финансовую силу и прибыльность штутгартского концерна, а также исключить риски и долги.
Новое предприятие под названием Daimler AG, как сказал г-н Цетше, стартует с «очень солидной базы». Глава Daimler подчеркнул: «Мы располагаем финансовой силой выше среднего. И в будущем мы будем более независимыми от инвестиционных рисков и ценового давления». При этом, добавил он, доля собственного капитала в промышленном секторе концерна в будущем году возрастет до показателя, превышающего 40%.
После «развода» громадье планов и у главы фонда-покупателя Джона Сноу. Он говорит, что Cerberus намерен вернуть американскому автопрому «присущее ему превосходство в отрасли». «Самое главное -- мы верим в Chrysler», -- говорит г-н Сноу.
Завершить сделку ее участники намерены в третьем квартале этого года.
Решение о выборе покупателя совет директоров DaimlerChrysler принял по результатам изучения полученных заявок. Среди претендентов на покупку Chrysler назывались канадская Magna (о покупке доли в которой недавно объявили «Русские машины» Олега Дерипаски) и американский частный инвестор Кирк Керкорян, владелец крупного пакета в другом американском автопроизводителе -- General Motors.
Сделка по продаже американского подразделения включает в себя продажу как производственного, так и финансового подразделения компании -- Chrysler Corporation (выпускает Chrysler, Dodge and Jeep) и Chrysler Financial Services соответственно. Они в свою очередь целиком войдут в Chrysler Holding LLC, долю в котором и покупает Cerberus. Впрочем из заплаченных за актив денег продавцу, т. е. Daimler, чистыми денежными средствами достанется только 1 млрд евро. Остальная часть средств пойдет на развитие покупаемых подразделений: около 3,7 млрд из объявленной суммы -- на развитие производственного подразделения и еще 0,8 млрд -- в финансовый бизнес. Кроме того, DaimlerChrysler предоставит своему бывшему подразделению субсидию в размере 0,3 млрд евро.
Аналитики считают решение DaimlerChrysler избавиться от убыточного американского подразделения вполне логичным. Известие о том, что «браку» между немецким Daimler и американским Chrysler настает конец, инвесторы встретили с воодушевлением -- акции на ведущих биржах подорожали более чем на 2%. Аналитиков ничуть не смущало также и то обстоятельство, что концерну в немецком Штутгарте еще некоторое время придется насти на своих плечах груз финансовых обязательств перед американцами. «Главное, что Chrysler продан! Это в любом случае позитивная новость», -- таков был главный смысл вчерашних комментариев.
Решение о продаже американского концерна происходит на фоне снижения в США (основной покупатель продукции Chrysler) продаж машин отечественного производства и выхода в лидеры продаж японской Toyota, успех которой не в последнюю очередь объясняется выпуском энергосберегающих автомобилей. Daimler же займется укреплением своих позиций в производстве машин премиум-класса и автобусов, где он и без того слывет лидером. Впрочем, продажа американского подразделения, как признают в DaimlerChrysler, может сократить ее прибыль по итогам текущего года оценочно на 3--4 млрд евро. По итогам прошлого года прибыль компании (с учетом убытка американского подразделения 1,2 млрд евро) составила 3,227 млрд евро.
Наследники Ford отрицают планы продать акции. Семья основателя автомобильной компании Ford Motor опровергла информацию о том, что некоторые из наследников ведут переговоры о продаже пакета акций второго по величине автопроизводителя США. Акции Ford выросли в цене на 4% перед открытием торгов в США после сообщений Bloomberg о том, что члены семьи основателя компании Генри Форда обдумывают варианты продажи доли. "Семья Форд не обсуждает продажу своего пакета акций Ford Motor Company", -- сообщил адвокат семьи Дэвид Хэмпстед от имени наследников автомагната. "Заявления, связанные с неназванным источниками, не являют правдой", -- добавил он.
REUTERS