И вот акт станет фактом. Завтра Жак Ширак официально сложит полномочия и передаст Николя Саркози президентскую власть со всеми прилагающимися к ней аксессуарами, включая французскую ядерную кнопку. Триумфальный приход нового хозяина в Елисейский дворец
вызывает в мире разноречивые чувства. Парижская газета «Фигаро» уточняет: «Это русское беспокойство, китайская растерянность, арабские опасения, турецкая безропотность,
американское довольство, британская услужливость...»
«Не надо полагать, будто внешняя политика Пятой республики существенно изменится, -- успокаивал на днях корреспондента «Времени новостей» известный парижский адвокат и политолог Доминик Озенн. -- Ведь Сарко (так зовут французы нового президента) -- прагматик до мозга костей. Его не столь давние резкие заявления, настороженно воспринятые в той же Москве, не более чем предвыборная риторика, желание дистанцироваться от Жака Ширака. А так он реалист, понимает приоритет экономических связей над дипломатическими. Без российских энергоносителей Франции не обойтись...»
Так ли это, покажет время. Но пока Саркози не скрывает симпатий к «американским ценностям». Он хочет ввести в своей администрации пост помощника по национальной безопасности, назначив на него нынешнего посла в США Жан-Давида Левита. Неспроста президент Джордж Буш первым поздравил французского коллегу с избранием. «Не так все просто, -- убежден мэтр Озенн. -- Все эти обмены комплиментами с Вашингтоном хороши до тех пор, пока Саркози не начнет проводить традиционно французскую, независимую, линию в политике. Так, он не раз заявлял, что готов пересмотреть форму участия Франции в умиротворении Афганистана. Позиция Саркози, озабоченного экологическими проблемами, отличается от американской и по отношению к Киотскому договору, имеется в виду необходимость ограничения выброса газов, вызывающих парниковый эффект».
«Несмотря на хорошие отношения с Бушем, Николя Саркози не сделает ничего, что могло бы осложнить его отношения со следующим президентом США, которым, вероятно, станет демократ. Существенного пересмотра французской внешней политики не произойдет, -- убежден и Брюно Тертре из французского Фонда стратегических исследований. -- Об «американизации» французской внешней политики не может быть и речи. Хотя бы потому, что это не соответствует ни общей европейской политике, ни позиции наших соседей. Неспроста первая зарубежная поездка Саркози в качестве президента запланирована в Германию к Ангеле Меркель».
О том, что соседям Франции вряд ли стоит волноваться, говорит и высокий профессиональный уровень нового правительства, уже составленного Саркози. Возглавит кабинет министров, скорее всего, 53-летний Франсуа Фийон. Этот политик был министром в разных кабинетах, создаваемых правыми, и отличается помимо организационных способностей преданностью Саркози.
Впрочем, как заявил сам Саркози, его правительство станет «кабинетом профессионалов, открытым не только для центристов, но и для левых». Так, ведутся переговоры с Юбером Ведрином, соратником президента Франсуа Миттерана и экс-министром иностранных дел, а также с еще одним социалистом -- Бернаром Кушнером, экс-министром здравоохранения. Речь идет о портфеле главы МИДа.
На пост в особняке на Ке д'Орсэ, где расположен МИД, прочат и Мишель Алльо-Мари. Прозванная французами МАМ -- по первым буквам имени и фамилии, -- эта волевая дама была недавно министром обороны и прекрасно справлялась с «неженскими» обязанностями. Но не исключено, что портфель главы МИДа получит Мишель Барнье, который уже бывал министром иностранных дел, а до этого работал в Еврокомиссии, поэтому еще ему могут поручить заниматься европейскими проблемами.
Возможно и другое: Барнье считается знатоком экологической тематики, и новый президент может доверить опытному экс-министру сохранение природы и оздоровление окружающей среды. Это важный портфель, учитывая, что союзниками оппозиционеров-социалистов являются экологисты. Отобрать у «зеленых» инициативу в борьбе за здоровый быт -- непростая задача.
Есть и другая кандидатура на пост главы МИДа: это другая представительница прекрасного пола Кристин Лагард, экс-министр внешней торговли. Во время избирательной кампании Саркози пообещал создать кабинет всего из 15 человек, где в равной степени будут представлены мужчины и женщины. «Идиотское обещание!» -- прокомментировали этот шаг даже в окружении Сарко. Но деваться некуда, к тому же, согласно рейтингу журнала «Форбс», г-жа Лагард входит в число 50 самых влиятельных женщин мира.
В министры обороны прочат Жерара Лонге. Это спорная фигура. Не из-за того, что мало сведущ (Лонге занимал различные министерские посты и зарекомендовал себя хорошим администратором), а из-за его прошлого. В молодости он руководил ультраправой группкой «Оксидан» («Запад»), шумно выступавшей против этнического статус-кво голлистской Пятой республики и, в конце концов, запрещенной властями. Конечно, кто старое помянет, тому и глаз вон, но многие во Франции еще помнят, как боевики из «Оксидан» колотили смуглокожих иммигрантов и сходились стенка на стенку с троцкистами и анархистами. Хотя, может, эта «силовая» струнка в характере Лонге и даст президенту, намеренному проводить строгую иммиграционную политику, повод назначить его патроном военных и жандармов. Одно время претендентом на этот пост считали и Пьера Леллуша, влиятельного депутата национального собрания -- нижней палаты парламента Франции. Но в итоге Саркози отодвинул его в сторону из-за слишком явных проамериканских позиций политика и его тесных контактов с произраильским лобби.
Министерство внутренних дел способен возглавить бывший префект Брис Ортефе, которого Саркози называет не иначе как своим «братом». Этот высокий блондин -- соратник президента, прошедший с ним сквозь огонь и воду. Ортефе пользуется авторитетом у полиции и разведслужб. Его надежность как главы самого щекотливого из французских министерств вне подозрений. Но не исключено, что Саркози прибережет Ортефе для исполнения другой, не менее ответственной миссии -- поручит руководство своей партией, «Союзом за народное движение». Став во главе лидирующей партии, пока руководимой самим Саркози, экс-префект получит огромную власть над номенклатурой, вертикаль которой выстроил еще генерал де Голль. Может возникнуть и такой сценарий, когда руководство партией будет коллегиальным.
Еще одно кресло, до недавнего времени занимаемое Саркози, может перейти к его другому сотоварищу -- адвокату Патрику Деведжяну. Это пост главы генерального совета департамента О-де-Сен (Верхняя Сена) около Парижа. «Девяносто второй» -- так зовут французы этот самый богатый в Европе (!) департамент -- обладает бюджетом большим, чем у трех стран Бенилюкса, вместе взятых. Здесь, рядом с небоскребами Дефанс, прописаны штаб-квартиры и филиалы международных корпораций. Но сам Деведжян, сын армянских иммигрантов, еще не решил, идти ли ему на этот ключевой пост -- как юриста его привлекает министерство юстиции.
Несколько слов о других портфелях. Министерство экономики, промышленности и финансов предоставят, как дали понять «ВН» в окружении Саркози, непременно женщине. Вероятнее всего -- Анн Ловержон, бывшей сотруднице Миттерана, а сейчас главе одного из крупных концернов.
Городскими проблемами -- одними из самых болезненных, учитывая «цветные» окраины, -- займется, наверное, Жан-Луи Борлоо, бывший и в предыдущем кабинете министром занятости, социального согласия и жилья. Но еще Саркози готовит этого обаятельного северянина к борьбе за столичную мэрию, сейчас контролируемую социалистами и «зелеными».
Жесточайшая борьба за Париж начнется в 2008 году, а пока перед правыми и примкнувшим к ним абсолютным большинством политиков-центристов стоит задача обеспечить своему союзу большинство мест в национальном собрании, выборы в которое состоятся уже в июне. Если социалисты на них возьмут реванш за Сеголен Руайяль (она совершенно раздавлена поражением и даже отказалась баллотироваться в депутаты), то Саркози и его правому правительству придется «сожительствовать» с левым национальным собранием. А это значит, что амбициозные планы Сарко могут застопориться. У него же все расписано на много месяцев вперед. В случае же победы правых и на парламентских выборах, спикером, по информации «ВН», может стать экс-премьер Ален Жюппе.