Сегодня в судебном зале городка Бюлах в окрестностях Цюриха открывается процесс над восемью сотрудниками швейцарской компании по контролю воздушного движения «Скайгайд». Они обвиняются в убийстве по халатности десятков людей и в нарушении, опять же по халатности, правил деятельности общественного транспорта. Прокурор Бернхард Хехт счел подсудимых
виновными в столкновении лайнера Ту-154М «Башкирских авиалиний» и грузового «Боинга» компании «Ди-Эйч-Эл» (DHL) над Боденским озером 1 июля 2002 года. В этой катастрофе погиб 71 человек, в том числе 45 детей из России и Белоруссии.
Перед судом предстанут директор контрольного центра воздушного движения «Скайгайд» в аэропорту Цюрих, начальник его операционного управления, начальник авиадиспетчерской службы, руководитель проектов компании по региону Цюрих, эксперт по системному планированию при штабе «Скайгайд», начальник вечерней смены, дежурный системный менеджер и авиадиспетчер -- напарник Петера Нильсена, дежурившего у радаров в момент столкновения самолетов. Сам Нильсен, погибший 24 февраля 2004 года, по причине смерти не фигурирует в числе обвиняемых, но, как явствует из обвинительного заключения,
роковые удары россиянина Виталия Калоева попросту "уберегли" его от скамьи подсудимых. Еще отсутствует бывший гендиректор «Скайгайда» Ален Россье, смещенный с этой должности осенью 2006 года. Он привлекался к следствию, но обвинение против него не было выдвинуто.
Обвинительное заключение представляет собой подробный разбор упущений и бездействий ответственных сотрудников цюрихского предприятия «Скайгайда». Следствие точно установило, почему в роковую ночь Петер Нильсен оказался один на один с отключенными телефонами и с неработающей аппаратурой, в том числе с установкой предупреждения о возможности столкновения.
Самые жесткие меры наказания -- по 15 месяцев заключения -- обвинение избрало для трех региональных руководителей «Скайгайда». По заключению прокурора Хехта, они знали, что вопреки всем инструкциям один из двух диспетчеров ночной смены в 11 часов вечера уходил отдыхать, и мирились с этим. Такая практика продолжалась, несмотря на то, что Бюро по расследованию авиапроисшествий осуждало ее и требовало покончить с этим.
В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в помещении контрольного центра производились работы по модернизации основных систем, что потребовало отключения многих систем. Руководство, естественно, было в курсе этого, как и того, что при малейшей непредвиденной ситуации диспетчер в одиночку может не справиться с ситуацией. Хотя в уведомлении о производстве работ была допущена ошибка, ни один из троих не позаботился о том, чтобы исправить ее.
Руководитель проекта работ, находившийся в день катастрофы в отпуске, и замещавший его эксперт по системному планированию не сообщили диспетчерам, какие системы будут выведены из строя, не проинструктировали их, как следует использовать остающиеся и к кому обращаться за помощью в случае проблем. Этим двум грозят 18 и 12 месяцев заключения.
Для второго диспетчера прокурор запрашивает восемь месяцев тюрьмы. Как и Нильсен, он знал о предстоящих работах, но оба они не позаботились узнать, что отключат и как действовать в такой ситуации. Более того, оба они не внесли никаких изменений в привычный стиль работы, и второй диспетчер спокойно отправился спать.
Наименьшие сроки -- шесть месяцев заключения -- грозят начальнику вечерней смены и дежурному системному менеджеру, которые обвиняются в том, что ушли домой в 11 часов вечера, не проинформировав диспетчеров о предстоящих работах.
Процесс продлится три недели, и на него в качестве потерпевшей стороны вызваны близкие погибших. Впрочем, их ждет разве что моральное удовлетворение: даже если суд согласится с требованиями прокурора, наказание обвиняемым будет лишь условным.