Во вторник, 15 мая, в Сербии истекает срок, отведенный конституцией на утверждение скупщиной (парламентом) страны нового состава правительства. Будет сменен и спикер парламента, хотя буквально на днях председателем скупщины был избран заместитель председателя Сербской радикальной партии (СРП) 55-летний Томислав Николич. Избрание этого ярко выраженного националиста, настроенного резко против независимости Косово, вызвало бурю недовольства на Западе. Для Евросоюза кандидатура Николича так же неприемлема, как и фигура лидера сербских радикалов Воислава Шешеля, находящегося под следствием в Гаагском трибунале. Вчера Томислав Николич заявил об отставке, пробыв на посту спикера меньше недели.
Смены спикера потребовало пакетное соглашение о формировании правительства и распределении властных полномочий, достигнутое в конце минувшей недели между Демократической партией президента Бориса Тадича и Демократической партией Сербии премьера Воислава Коштуницы. Они договорились, что председателем скупщины должен стать представитель Демпартии Оливер Дулич. Томислав НИКОЛИЧ уверен, что затянувшиеся политические дебаты выгодны лишь тем силам, которые стремятся отнять у Сербии Косовский край. Об этом он рассказал в интервью специальному корреспонденту «Времени новостей» Петру ИСКЕНДЕРОВУ.-- Не кажется ли вам, что, независимо от процессов в самой Сербии, судьба независимости Косово предрешена...-- В Совете Безопасности ООН существуют различные проекты решения по Косово. Один из них внесла Франция, но, по сути, это предложение США, предоставляющее Косово независимость. О своем несогласии с ним четко заявила Россия. Однако
проблема не только в содержании новой резолюции СБ ООН по Косово. Мы ожидаем, что уже до конца мая некоторые государства начнут признавать независимость Косово в одностороннем порядке. Я предполагаю, что первой в этом ряду окажется Македония.
Мы стоим перед реальной угрозой независимости Косово. И, исходя из этого, должны определить приоритеты и действия на государственном уровне. Если Евросоюз отнимает у нас Косово, нам нечего искать в Евросоюзе. Если Демократическая партия Сербии согласится на это -- нам не о чем будет разговаривать и с ней. Ситуация такова, что судьба нашей страны, ее суверенитета и территориальной целостности зависит от России. В условиях, когда у нас отнимают Косово, Сербия не сможет сохраниться как суверенное государство, если не будет иметь поддержки России. Это сегодня должно быть ясно всем.
-- Насколько сербские политики осознают серьезность ситуации?-- Нынешняя политическая ситуация в Сербии мешает нашей стране эффективно отстаивать свои интересы в отношении Косово. Простой пример. Фракция нашей Сербской радикальной партии на днях предложила, чтобы сербская делегация на переговорах по статусу Косово выступила с отчетом перед депутатами скупщины. Однако премьер Коштуница в беседе со мной ответил, что до 14 мая -- даты, когда по конституции парламент должен утвердить новый состав правительства или быть распущен, -- такой доклад невозможен.
Во время состоявшегося в конце апреля визита в Сербию Спецмиссии Совета Безопасности ООН ее дипломаты провели встречу с представителями сербских парламентских фракций. Наша фракция выразила свою позицию однозначно. Мы никогда не согласимся на независимость Косово, всегда будем считать этот край сербской территорией. В этом же смысле -- пусть и не столь четко -- высказались представители других участвовавших во встрече представителей сербских партий. Подавляющее большинство депутатов скупщины придерживается мнения, что Косово не может быть территорией, независимой от Республики Сербия. Мы надеемся, что возглавлявший Спецмиссию бельгийский дипломат (Джоан Вербек. --
Ред.) ясно передаст наше мнение Совбезу ООН.
-- Кризис в Сербии длится уже почти четыре месяца. Если сразу после парламентских выборов 21 января лидеры демократов обещали, что правительство будет вот-вот сформировано, то затем процесс застопорился...-- Сербская радикальная партия с самого начала призывала все депутатские фракции как можно скорее завершить споры и начать законотворческую работу. Вопрос сегодня не только о судьбе скупщины или правительства, но, главное, о судьбе Сербии как государства, ее территориальной целостности. В этом месяце в Совбезе ООН председательствуют США. И Белый Дом не скрывает, что намерен до конца мая решить проблему Косово путем предоставления краю независимости. В этой критической ситуации Сербское государство остро нуждается в легитимных органах власти, прежде всего в работоспособной скупщине. Президент Борис Тадич все последние месяцы заявлял, что он является единственным легитимным представителем власти в Сербии, что для нас очень сомнительно. Однако даже вокруг избрания председателя скупщины начались политические игры. Уже после того, как была достигнута договоренность по моей кандидатуре, некоторые фракции отказались голосовать и даже пригрозили, что не будут участвовать в работе скупщины, если на посту спикера окажется представитель нашей партии.
Еще в конце марта я направил открытое письмо президенту Тадичу. Я призвал его использовать свои полномочия, чтобы положить конец склокам из-за распределения портфелей между Демократической партией (возглавляет президент Борис Тадич. --
Ред.) и Демократической партией Сербии (во главе стоит премьер Воислав Коштуница. --
Ред.). Я призывал заняться решением неотложных задач, в том числе принятием законов о президенте, об армии и обороне. Ведь отсутствие работоспособного парламента и других властных структур помогает США и Евросоюзу отнимать Косово у Сербии.
-- На январских парламентских выборах ваша партия выступила уверенно. Но к формированию правительства вас не пригласили. Это когда-либо возможно?-- Мы выступаем за проведение досрочных выборов, а до этого мы не собираемся формировать правительство ни большинства, ни меньшинства и не будем искать ради этого поддержки других партий. В этих политических играх мы не участвуем. Несмотря на мое избрание председателем скупщины при поддержке Демократической партии Сербии, мы никогда не рассматривали возможность создания с ними коалиционного правительства. (Сербская радикальная партия располагает в парламенте самой многочисленной фракцией, но этого недостаточно для создания кабинета. --
Ред.).