Вкусив за первые пять месяцев
новой миграционной политики произвол чиновников на местах при оформлении заявок на иностранную рабочую силу, российский бизнес созрел для объявления своей позиции, отличающейся от официальной точки зрения власти. С заявлением о том, что стране нужны мигранты, в конце минувшей недели, в пятницу, выступил председатель «Деловой России» Борис Титов на конференции по проблемам трудовой миграции.
«Мигранты не вредны, а полезны, -- заявил от имени несырьевого сегмента рынка глава одного из крупнейших в стране союзов предпринимателей. -- И не только потому, что заполняют рабочие места, но и потому, что большую часть своих доходов оставляют в России». По его словам, российскому деловому сообществу еще предстоит ощутить нехватку трудовых ресурсов, когда сбудутся прогнозы Министерства экономического развития и торговли, предполагающие к 2010 году сокращение трудоспособного населения страны в лучшем случае на 2,5 млн человек.
Впрочем, предпринимателям уже сейчас приходится сталкиваться с проблемами. В первую очередь кадровый голод бьет по отраслям, в которых бизнес отмечает существенный рост «трудозатрат», в частности по строительству, где задействовано до 40% всех находящихся в стране гастарбайтеров, и по перерабатывающей промышленности и торговле, на которые приходится 30% мигрантов. Кроме того, отечественные работодатели отмечают «деградацию российской рабочей силы». «Молодежь утрачивает навыки прошлого поколения, авторитет рабочего человека, новое поколение работать не хочет, -- поделилась своими наблюдениями заместитель председателя «Деловой России» Елена Николаева. -- Я с удовольствием беру на работу тех, кому уже за 50, у кого еще есть гордость за профессионализм».
Несмотря на объявление демографии приоритетным направлением российской социальной политики, бизнесмены все же настаивают на том, что проблему нехватки трудовых ресурсов для стабильного экономического развития необходимо решать уже сейчас, и не только повышая рождаемость. Тем более что есть возможность использовать ресурсы стран СНГ, граждане которых сохранили с Россией ментальную, языковую и культурную связь.
Однако и этот ресурс, по словам президента Ассоциации строителей России Николая Кошмана, может стать предметом конкуренции и дефицитом. «Активно строящийся Казахстан и Украина уже начинают перетягивать на себя одеяло трудовой миграции», -- считает г-н Кошман. Деловое сообщество уверено, что в условиях низкой мобильности отечественной рабочей силы мигранты нисколько не ущемляют интересы коренного населения, а занимают самые «непрестижные» места с низкими требованиями к уровню образования. При этом доходы гастарбайтеров стремительно приближаются к оплате труда россиян, однако мигранты по-прежнему выигрывают за счет трудоспособности и неприхотливости в быту.
В такой ситуации представители среднего бизнеса по понятным причинам не разделяют общей удовлетворенности правительства от реализации новой миграционной политики, хотя власти и были удостоены похвалы за попытку выстроить цивилизованные механизмы наполнения рынка труда. В то же время деловое сообщество категорически не согласно с репрессивной позицией чиновников, пытающихся «обуздать и не пускать» в страну мигрантов.
По словам г-жи Николаевой, именно добросовестный бизнес, открыто «задекларировавший» свой трудовой резерв, первым принял на себя коррупционный удар бюрократии. О коррупционной составляющей заявочной формы получения разрешений на использование иностранной рабочей силы, предполагающей, что именно чиновник будет решать, сколько и какой профессии нужно гастарбайтеров предпринимателю, говорила и депутат Государственной думы Маргарита Баржанова. По ее мнению, опасно перекладывать на чиновников вопросы экономической целесообразности привлечения тем или иным предприятием работников из-за рубежа, не имея представления о потребностях страны в целом.
По словам Бориса Титова, особые сложности процедура заявки вызывает у малого и среднего бизнеса, где потребности в иностранной рабочей силе не столь велики, но могут варьироваться время от времени. Поэтому «Деловая Россия» в итоговой резолюции конференции предложила официальным представителям власти установить для предпринимателей резерв ежегодной квоты на выдачу разрешений на работу в размере не менее 50% от региональной потребности в привлечении мигрантов.
Кроме того, деловое сообщество надеется, что государство избавит работодателей от необходимости получать разрешение на привлекаемых работников из стран СНГ и амнистирует мигрантов "дореформенной" волны, имеющих на руках трудовые договоры. Со своей стороны бизнес выразил готовность обучать иностранных работников русскому языку и бороться с нелегальными агентствами по подбору иностранного персонала, создав для членов «Деловой России» свою организацию по привлечению внешних трудовых ресурсов.
Однако, судя по выступлениям представителей официальных властей, жалобы бизнеса -- результат вполне естественных «сбоев и недопонимания» в условиях формирования нового механизма управления миграционным потоком. По признанию заместителя министра иностранных дел Александра Яковенко, российскому МИДу пришлось потрудиться, чтобы изменения в законодательстве не привели к трениям на межнациональном и межгосударственном уровне. Впрочем, чиновники уверены, что и дальше легче не будет, однако эти трудности оправданы тем, что у страны появится «реальный механизм регулирования миграционного потока по таким критериям, как количество, квалификация, профессия и даже страна исхода».
По словам директора департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития РФ Александра Сафонова, осознанная миграционная политика государства только-только переходит на второй, более сложный уровень. На первом было сформировано законодательство, отвечающее, по мнению замруководителя Федеральной миграционной службы Вячеслава Поставнина, «мировым стандартам гуманизма». Удалось, в частности, уравнять в правах мигрантов и российских граждан, повысив в среднем зарплату гастарбайтеров с 200 руб. до 500 руб. в день, а также заставив работодателя заключать договор и выполнять социальные и страховые обязательства. Теперь же предстоит менять правовое сознание рядовых российских граждан и правоохранительных органов и изучать потребности страны в иностранцах. Поэтому отказ от заявочного оформления разрешений в планы чиновников не входит. Как и миграционная амнистия.