Официальный визит Владимира Путина в Астану может быть оправдан уже одной только фразой, сказанной вчера президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым публично во время переговоров с российскими гостями. "Казахстан абсолютно привержен тому, чтобы большинство, если не
вся часть казахстанского углеводородного сырья шла именно через российскую территорию, -- сказал Назарбаев и добавил: --
Мы всегда об этом говорили". Пусть последние слова и были лукавством -- мало кто в наши дни может сравниться с казахстанским лидером в искусстве политического маневрирования, но Назарбаев сделал вчера все, что мог, выжимая из переговоров с российским президентом необходимые преференции для казахстанского нефтегазового сектора. В свою очередь для России принципиально важно, чтобы нефтегазовые ресурсы Каспийского бассейна (основная их часть приходится на Казахстан и Туркмению) транспортировались с ее участием и по ее территории.
Вслед за вышесказанным президент Казахстана сразу перешел к теме расширения мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Как сказал Назарбаев, "встал вопрос" о том, что необходима вторая очередь КТК с "увеличением с 23 до 40 млн тонн нефти в год". Как раз этот "добавок в 17 млн тонн мог бы пойти по нефтепроводу Бургас--Александруполис, и мы благодарны Владимиру Владимировичу за поддержку в этом вопросе". Назарбаев сказал, что они обсуждали с Путиным
необходимость одновременного процесса строительства второй очереди КТК и возведения нефтепровода Бургас--Александруполис. Этот нефтепровод, о строительстве которого Россия наконец договорилась с Болгарией и Грецией, позволит экспортировать нефть из черноморских портов в Европу, обойдя "узкое место" -- турецкие проливы. И Казахстан, доставляющий свою нефть по КТК именно к Черному морю, хотел бы увеличить свой экспорт с учетом этой новой возможности.
Помнится, около двух лет назад Назарбаев после переговоров в Москве с Путиным уже делился своим оптимизмом: "Мы договорились с Владимиром Владимировичем по вопросу расширения КТК". Однако Владимир Путин тогда не случайно отказался комментировать этот оптимизм, никакого расширения КТК так и не состоялось, поскольку оно было невыгодно России. КТК -- единственный магистральный трубопровод на ее территории, в котором у нее не только нет "контрольного пакета", но и фактически она не получает никаких экономических выгод.
Сразу после сказанного вчера Назарбаевым я попросил прокомментировать его слова Семена Вайнштока, главу российской "Транснефти", которой как раз на днях были переданы в управление 24% принадлежащих России акций КТК. "Ничего не изменилось, -- сказал "Времени новостей" г-н Вайншток. -- России по-прежнему невыгодно сегодня расширение КТК, консорциум остается убыточным предприятием, только в прошлом году он принес убытков на 229 млн долл., которые надо прибавить к 5 млрд долл. убытков за предыдущие годы его эксплуатации". -- «Тогда как же понять слова Нурсултана Назарбаева?» -- «Именно так, как он и сказал, -- невозмутимо ответил глава "Транснефти". -- Решение о расширении КТК -- на самом деле по нему прокачивается сегодня не 23 млн тонн, как сказал Назарбаев, а 32 млн тонн -- будет принято не раньше, чем мы сядем с казахстанскими партнерами, которым принадлежит 19% акций консорциума, и договоримся сделать так, чтобы КТК стал экономическим выгодным».
Как это сделать, г-н Вайншток не сказал, но, выразительно покрутив пальцем у виска, заметил, что "достаточно иметь для этого мозги". А потом уже серьезно добавил, что нынешние затраты транспортировки тонны казахстанской нефти по трубе КТК на 70 долл. выше по сравнению с нефтепроводом Атырау--Самара.
Еще один важный для российско-казахстанского энергетического сотрудничества вопрос -- о соглашении по поставкам газа в течение 15 лет с казахстанского газоконденсатного месторождения «Карачаганак»
на Оренбургский газоперерабатывающий завод -- был вчера также в центре внимания. Уже когда Назарбаев и Путин собирались завершать пресс-конференцию, российский президент сообщил, что "в течение нескольких часов может быть подписано соглашение между главой «Газпрома» Алексеем Миллером и его казахстанским коллегой
о цене газа для Оренбургского ГПЗ". Однако до конца вчерашнего дня эта сенсация (вопрос цены газа до сих пор оставался главным препятствием в создании российско-казахстанского СП на базе Оренбургского ГПЗ) так и не состоялась. Хотя, по сведениям нашей газеты, Алексей Миллер и глава казахстанского холдинга "Самрук", средний зять президента Назарбаева Тимур Кулибаев уже достигли согласия.
Ничего пока нельзя сказать определенно о перспективах другой газовой сенсации -- решении о начале реализации российско-туркмено-казахстанского проекта Прикаспийского газопровода (вдоль восточного берега Каспия). Как известно, этот проект обсуждался
в ходе визита в Москву 23--24 апреля президента Туркмении Гурбанкулы Бердымухаммедова. Как стало известно "Времени новостей", накануне визита Путина в Астану здесь побывал глава российского Минпромэнерго Виктор Христенко, представивший этот проект казахстанским коллегам, а затем и лично президенту Назарбаеву (из Астаны г-н Христенко отправился в Ташкент, чтобы, видимо, ознакомить с этим масштабным проектом также и узбекское руководство, поощряя и его присоединиться к «Прикаспию». --
Ред.).
Западные партнеры усиленно склоняют Казахстан и Туркмению к тому, чтобы направить экспортные потоки газа в обход России -- по дну Каспия. Российский ответ -- по суше.
Вчера Владимир Путин, отвечая на вопрос о Прикаспийском газопроводе, попросил набраться терпения и подождать результатов встречи с "нашими туркменскими партнерами и друзьями". Этот российско-казахстано-туркменский "саммит на троих" состоится завтра в городе Туркменбаши (бывший Красноводск) на берегу Каспия. Назарбаев вылетит туда сегодня вечером, а Путин прибыл в Туркмению, сначала в Ашхабад, уже вчера вечером. Затем из Туркменбаши все три президента переберутся в другой порт на Каспии, но уже в Казахстане, в Актау. Здесь у Путина, Назарбаева и Бердымухаммедова будет уже частная программа.
Что же касается "задокументированных" итогов визита Путина в Астану, то они связаны с двумя подписанными соглашениями. Учрежден международный центр по обогащению урана, и будут открыты отделения российских и казахстанских торговых представительств соответственно в городах Казахстана и России. Кроме того, оба президента обменялись комплиментами, которые, пожалуй, могут вызвать ревность у их коллег. Назарбаев не забыл поблагодарить
Путина за поддержку заявки Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 году и отметил, что Россия и Казахстан являются "локомотивами интеграции на постсоветском пространстве". А Путин сказал, что Казахстан и Россия являются "ключевыми странами в обеспечении безопасности в Центральной Азии".
А еще Назарбаев постарался поразить воображение Путина, демонстрируя ему возведенную всего за 14 месяцев по проекту знаменитого британского архитектора лорда Фостера "пирамиду" Дворца мира и согласия. Российский президент ответил вежливым восхищением.