Председатель Европейского суда по правам человека хочет переубедить российских депутатов
Новый председатель Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) Жан-Поль Коста на днях прибыл с официальным визитом Москву. Формально он посетил Россию в рамках программы по расширению и укреплению сотрудничества между ЕСПЧ и национальными органами правосудия и юстиции. Однако ни сам г-н Коста, ни его российские партнеры не скрывают, что в первую очередь глава Европейского суда приехал для того, чтобы
уговорить российских коллег ратифицировать Протокол №14 к Европейской конвенции, призванный упростить работу суда. В конце прошлого года Госдума к полному изумлению европейцев отказалась утвердить этот документ, поскольку большинство депутатов увидели в нем предвзятое отношение Совета Европы к России.
Протокол №14 к Европейской конвенции, как уже
рассказывала газета «Время новостей» (см. номер от 21 декабря 2006 года), разрабатывался странами -- участницами Совета Европы в течение нескольких лет для того, чтобы по возможности упростить процедуру рассмотрения жалоб в ЕСПЧ. Суд оказался настолько завален жалобами, что на их рассмотрение уходили годы, тогда как именно за слишком длительные процессы и судебную волокиту сам ЕСПЧ в основном и наказывал национальные суды. К середине прошлого года Протокол был подписан и ратифицирован всеми европейскими странами -- участницами Совета Европы, кроме одной -- России. Наши юристы-международники долго не соглашались с некоторыми спорными, по их мнению, положениями Протокола, но в конце концов сдались и они, и осенью президент направил этот документ в Госдуму на ратификацию.
Но с Протоколом вышел прокол -- обычно послушная президенту Дума неожиданно отказалась его ратифицировать. Свое решение депутаты объяснили несколькими причинами. Во-первых, им не понравилось, что судьям ЕСПЧ согласно Протоколу срок полномочий продлевали с шести до девяти лет. Во-вторых, возможность судьи единолично, а не коллегиально решать, принимать или не принимать жалобу к рассмотрению, была воспринята как дискриминационная, так как судья от одного государства по каким-то политическим мотивам мог бы отклонить жалобу, поданную от «недружественной» страны. В-третьих, новое правило о том, что жалобы могут не принимать ввиду их незначительности, также, по мнению депутатов, привело бы к ущемлению прав «маленького человека». Не понравилось, кроме того, и вхождение в состав суда в качестве отдельного члена Европейского союза, так как это давало бы дополнительный голос тем странам, которые и без того уже входят в Совет Европы и ЕСПЧ.
Такая позиция Госдумы буквально шокировала европейцев. Ведь вопрос о ратификации международных документов по российскому законодательству может рассматриваться только один раз -- если уж депутаты что-то отвергли, вернуться к обсуждению невозможно. Но выход из положения все-таки, похоже, нашли. Председатель нашего Конституционного суда Валерий Зорькин пригласил председателя ЕСПЧ Жан-Поля Коста, избранного на этот пост в январе 2007 года, в Москву. И вчера г-н Коста в разговоре с российскими журналистами пояснил, почему, по его мнению, решение парламентариев, принятое в самый канун Нового года, не стоит рассматривать как окончательное. «С формальной точки зрения Протокол отклонен не был, потому что при голосовании среди депутатов было большое количество воздержавшихся», -- заявил председатель ЕСПЧ, пояснив, что свою задачу он теперь видит в том, чтобы доказать российским коллегам, что Европейский суд им не враг. «Уверен, что если мне удастся убедить в необходимости ратификации Протокола, то он будет ратифицирован в самое ближайшее время, -- сказал г-н Коста. -- Протокол -- это не оружие против России, мы беспристрастно относимся ко всем государствам, которые выступают в суде в качестве ответчиков, и принятие нового документа послужит интересам Российской Федерации».
В заключение своей речи председатель ЕСПЧ поблагодарил Валерия Зорькина «за возможность облегчить диалог», а потом покинул журналистов, не дав им задать ни одного вопроса, сославшись на напряженный график встреч. А их у г-на Коста действительно немало -- ему предстоит провести переговоры (или правильнее было бы сказать уговоры) с председателем Верховного суда Вячеславом Лебедевым, председателем Высшего арбитражного суда Антоном Ивановым, генпрокурором Юрием Чайкой, министром юстиции Владимиром Устиновым и председателем комитета по международным делам Госдумы Константином Косачевым.