Вчера в Нью-Йорке прошло открытое заседание Совбеза ООН. Обсуждался «Доклад по итогам миссии Совбеза ООН в Косово и Белград». Дискуссия развернулась вокруг урегулирования косовской проблемы на основе плана Мартти Ахтисаари, наделяющего сербский край независимостью под международным надзором. Россия с этим планом не согласна, что отражено в ее предложениях к новой косовской резолюции. Об этом спецкор «Времени новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ беседует с постпредом России при ООН в Нью-Йорке Виталием ЧУРКИНЫМ.-- Информация о внесении двух проектов резолюции по Косово не соответствует действительности. Речь идет лишь об элементах резолюции -- принципиальных положениях, которые должны в нее включаться. Они действительно представлены как США с членами Совбеза, состоящими в ЕС, так и Россией. Подходы сильно разнятся.
-- В чем различия?-- Мы исходим из необходимости продолжать выполнять резолюцию 1244, принятую в июне 1999 года (в ней не ставится вопрос независимости Косово от Сербии. --
Ред.). В Косово надо реализовывать намеченные стандарты жизни неалбанского населения, усиленно работать над возвращением временно перемещенных лиц, продолжать переговоры между сторонами по выработке взаимоприемлемого решения по статусу края. Если стороны согласятся по отдельным элементам плана Ахтисаари относительно внутренних устоев жизни Косово, то их можно будет постепенно реализовывать. Мы не возражаем и против передачи от ООН к Евросоюзу основной ответственности за продолжение политического процесса в Косово, но при сохранении общего контроля над ситуацией со стороны Совбеза.
-- Использует ли Россия право вето, если проект не будет соответствовать ее подходам?-- Политическое решение принимается, когда резолюция поставлена на голосование. Пока нет даже ее проекта. Но мы не скрываем, что
категорически против предложений, выдвигаемых нашими западными партнерами, сама философия подхода которых неправильна. Наши западные партнеры исходят из необходимости замены резолюции 1244 новой резолюцией и поддержки Совбезом плана Ахтисаари, то есть предоставления Косово независимости. Но миссия Совбеза, которая побывала в Косово в конце апреля, продемонстрировала, что гуманитарные стандарты в Косово пока не выполняются.
По Косово происходит передергивание -- временное и логическое. Первоначально предусматривалось выполнение стандартов, а потом уже обсуждение вопроса о статусе.
В 2005 году был подготовлен доклад по стандартам Кая Эйде, спецпосланника генсека ООН. Там признавалось, что не все стандарты выполнены, но говорилось, что все же можно начать переговоры по статусу. Замысел состоял в параллелизме реализации стандартов и ведения политических переговоров. Теперь же переговоры спешно свернуты, причем без достижения договоренностей между двумя сторонами и в условиях еще нереализованных стандартов. Мы возражаем против такой двойной поспешности.
-- Каковы ваши впечатления от поездки в Косово в составе миссии ООН в конце апреля?-- Есть косовские органы самоуправления, президент этих органов и правительство. У них есть в целом положительная политическая платформа -- набор лозунгов, из которых мало что реализовано. За восемь месяцев в крае серьезных инцидентов не было, но в предыдущие годы были десятки случаев похищения людей. Такое наследие вызывает беспокойство, не говоря уж о серьезных претензиях к косовским властям и к международным структурам, в том числе военным, в связи с антисербскими погромами в марте 2004 года сразу в 15 районах Косово. Силы КФОР оказались к ним не готовы. И это по-прежнему накладывает тяжелый отпечаток на настроения сербов.
О каком возвращении сербов в Косово можно говорить, когда в городе Печ до 1999 года было 18 тыс. сербов, а теперь осталось только десять человек? Когда в Приштине проживало 40 тыс. сербов, а сейчас всего 87?! В Ораховаце сербы, живущие рядом с албанцами, жалуются на постоянное психологическое давление. В незначительных количествах люди возвращаются в сельские районы, где сербы обособлены от албанцев. При контактах же с албанским населением возникают психологические и бытовые проблемы. Потребуется много времени и напряженных усилий международного сообщества и косовских властей для «национального примирения» в Косово албанцев и сербов. До этого еще очень далеко.
-- В этом месяце в СБ ООН председательствуют США. Могут ли они использовать это для продвижения выгодной им резолюции?-- Возможность есть, но несущественная. США не только председательствуют в Совбезе, но и являются координаторами пятерки его постоянных членов (ротация на этом неформальном посту происходит каждые три месяца. --
Ред.), зачастую играющей ведущую роль в подготовке резолюций. Используя эти два рычага, США могут повлиять на процесс, но это воздействие не стоит преувеличивать.
Я пока не ощущаю чрезмерной поспешности в продвижении резолюции по Косово. Это происходит по двум причинам -- Россия заняла твердую позицию, а многие непостоянные члены Совбеза еще не определились. Поездка в Косово в составе миссии СБ ООН произвела на них сильное впечатление. Косовское урегулирование беспокоит те регионы, где есть проблемы сепаратизма. На африканском континенте, где многие границы были проведены искусственно, опасаются всплеска попыток провести границы заново. Индонезия, ныне непостоянный член Совбеза, худо-бедно урегулировала сепаратистские проблемы в одной из своих провинций, но обеспокоена, что они могут снова вскрыться, если пойти по пути поспешного признания независимости Косово.
-- 14--15 мая в Москве ждут госсекретаря США Кондолизу Райс, в повестке дня переговоров с которой значится Косово...-- Думаю, к визиту г-жи Райс еще не будет даже и проекта резолюции. Наши партнеры ожидают и саммита Россия--Евросоюз в Самаре (17--18 мая. --
Ред.), где снова возникнет тема Косово, ведь ЕС готовится взять на себя главную ответственность за развитие политического процесса в крае.