|
|
N°79, 11 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смотри в оба
«Паранойя» на экранах Москвы
Кэйл (Шиа Лабеф) и так был подростком непростым, а после гибели отца в автокатастрофе и вовсе перешел в категорию трудных. После стычки с нелюбимым учителем его посадили под многодневный домашний арест, и от скуки и ничегонеделания паренек не нашел себе лучшего занятия, как вооружиться мощным биноклем и подсматривать за окружающими. Сквозь оконное стекло видно немало интересного (как минимум, можно узреть симпатичных соседок не вполне одетыми), но в один далеко не прекрасный момент Кэйл приходит к выводу: живущий по соседству вполне приличный мистер Тернер (Дэвид Морс) ведет себя как-то странно. И поведение это заставляет задуматься о том, не связан ли сосед с исчезновением молодых девушек, которые то и дело случаются в районе. В общем, Кэйл приходит к выводу, что Тернер -- серийный убийца.
Любому мало-мальски подкованному в истории мирового кино субъекту все происходящее на экране довольно быстро покажется до боли знакомым. И верно, основной сюжетный посыл «Паранойи» (в оригинале -- Disturbia, слово, образованное от disturb -- «беспокоить» и suburbia -- «пригород») беззастенчиво и вполне осознанно заимствован из классического триллера Альфреда Хичкока «Окно во двор». Правда, в нем главный герой в исполнении Джеймса Стюарта был на несколько лет старше, да еще и прикован к инвалидному креслу, но понять, откуда у «Паранойи» ноги растут, труда не представляет. Тем не менее не возникает ни малейшего желания негодующе улюлюкать, обвиняя авторов в плагиате. Архетипический сюжет о страсти к подглядыванию переработан в жанре тинейджерского триллера (ближе к концу, правда, несколько торопливо и сбивчиво трансформирующегося в поточный маньячный ужастик) вполне аккуратно и качественно. Режиссер Ди Джей Карузо (известный в основном своими телеработами, а на широком экране запомнившийся не самыми удачными попытками сделать интересные фильмы, вроде вполне себе провального триллера «Забирая жизни» с Анжелиной Джоли и натужной спортивно-букмекерской драмой «Деньги на двоих» с Аль Пачино) заимствует у Хичкока не только фабулу, но и самое главное -- саспенс и ощущение напряженности. Не раз и не два по ходу действия зрителя прошибает тот же самый холодный пот, которым Кэйл обливается, стремительным броском рухнув под окно в тот момент, когда объект его исследований неожиданно оборачивается и смотрит юному вуайеристу прямо в глаза. Это чрезвычайно крепко и ладно сработанная вещь, своим качеством напоминающая лучшие образцы мировой оптической промышленности (вроде того бинокля, которым вооружен Кэйл), и неудивительно, что в Америке не особенно дорогой фильм, в котором не снимались суперзвезды, три недели не сходил с верхней строчки топ-десятки, уступив в конечном итоге почетное место только безоговорочному «Человеку-пауку».
Но самое главное, «Паранойя» свидетельствует о том, что подгонять классические (в том числе хичкоковские) сюжеты под вкусы и привязанности нынешней молодежи -- занятие вовсе не такое безнадежное, как может показаться на первый взгляд. Глядишь, и через какое-то время мы увидим новый «Психоз», в котором, скажем, героиня Лидсей Лоан, присвоившая себе деньги, собранные на школьные завтраки, отправляется в захолустный отель, недорослей, вступающих в запутанные отношения со школьными психологами в духе «Завороженного», а то и какую-нибудь Джессику Симпсон в роли юной птичницы, подвергнувшейся атаке некстати взбесившихся цыплят -- совсем как в «Птицах». Пример «Паранойи» дает понять, что подобного рода идеи совсем не так параноидальны, как может показаться. Надо только посмотреть вооруженным взглядом и под правильным углом.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ