|
|
N°79, 11 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борьба с потоками
Инженеры сосредоточились на аэродинамике
«Формула-1» в этом году живет по странному расписанию. Вместо двухнедельного графика, к которому за долгие годы успели привыкнуть и участники чемпионата, и болельщики, в этом сезоне организаторы скроили из 17 этапов полотно, зияющее временными прорехами в местах, откуда вырезаны по тем или другим причинам неугодные автодромы. Обычно открывающий формульный сезон в Европе Гран-при Сан-Марино попал как раз в их число, и честь первого европейского свидания с королевой автоспорта в этом году перешла к Испании. Между прочим, вполне заслуженно. Недаром уроженец Пиренеев Фернандо Алонсо два года подряд владеет высшим титулом, а количество желающих попасть на трибуны автодрома Каталунья Монтмело заставило хозяев барселонской трассы в прошлом году соорудить дополнительную трибуну. В то время как жители Имолы завалили различные инстанции жалобами на превышение допустимого уровня шума в дни гонок, испанцы требуют от Берни Экклстоуна еще один этап, за право приема которого уже соревнуются Мадрид и Валенсия. Хозяин «Формулы-1» пока не сказал своего твердого «да», но, несмотря на активно продвигаемую самим же Эккслтоуном политику «одна страна -- одна гонка», эти планы вполне реальны.
Европейская составляющая чемпионата становится все меньше. Десять лет назад за пределами Старого Света «Большой цирк» давал лишь пять «гастролей», а в этом году их уже девять, и в дальнейшем количество неевропейских этапов должно только расти. При этом не все из них экономически выгодны устроителям. Например, в Бразилии и Малайзии. Но Берни верит в перспективы «Ф-1» на Востоке, поэтому в выездном расписании на 2010 год уже запланирована Южная Корея, а на повестке дня Сингапур, Арабские Эмираты и Индия. Кстати, свою веру он подкрепляет надежными инвестициями: недавно мистер Экклстоун за 130 млн евро приобрел контрольный пакет акций турецкого автодрома. Так что посмотреть вживую на состязание лучших гонщиков мира в Европе в скором времени может стать проблемой. Если учесть, что в следующем году от своего этапа отказалась Франция и вечный груз проблем дамокловым мечом висит над Сильверстоуном, дополнительное место для европейцев уже не кажется лишним.
Месячный перерыв после последней гонки в Бахрейне команды постарались использовать с максимальной пользой. Разве что в «Спайкере» не говорят о «значительном прогрессе, достигнутом за этот период». Голландцам, имеющим самый скромный бюджет, приходиться экономить на всем, в том числе и на тестах. В Барселоне, где на прошлой неделе на тренировочный сбор съехались все конюшни, пилоты «Спайкера» не накатали и сотни кругов. Тестовую программу пришлось сократить из-за боязни разбить машину, ремонт которой вылился бы в незапланированные расходы. Тут еще и ФИА отказалось стать на сторону бедствующих частников в борьбе с «клиентскими» шасси, отклонив протест голландцев.
Также пришлось покинуть Барселону, не проведя полноценную обкатку новой техники, и пилотам «Уильямс». В первый же день машину разбил тестер Накаджима, а на следующий в аварию на восстановленном болиде попал Нико Росберг. Удар был такой силы, что немцу даже пришлось пройти обследование в больнице. К счастью, никаких серьезных последствий аварии у гонщика не выявили, но руководство команды решило не дожидаться третьего происшествия, и вслед за «Спайкером» английская команда покинула автодром.
Остальные команды обошлись без эксцессов, но не без эффектов. Все лучшие инженерные силы брошены на... воздух. Изыскания в области аэродинамики, о возросшей роли которой при моратории на модернизацию двигателей и монопольном поставщике шин я уже писал, призваны обеспечить десятые доли секунд, отыгранных в борьбе с воздушными потоками. Многие команды обзавелись вторыми аэродинамическими туннелями, а в BMW для решения этой проблемы построили новый вычислительный центр, по производительности входящий в первую сотню суперкомпьютеров мира. Начавшаяся в 1998 году со знаменитых «канделябров» «Тирелла» мода на мелкие аэродинамические элементы, сейчас, с внедрением все более мощных компьютерных технологий, стала основным направлением улучшений конструкций шасси.
Интересную новинку опробовали в «Хонде». Два небольших крылышка на «носу» болида впечатленные журналисты тут же окрестили «ушами слона». Но ожидаемого результата «ушастая» «Хонда» на этих тестах показать не смогла, поэтому, видимо, в гоночной версии японские машины останутся «безухими». Намного эффективнее оказалось сдвоенное переднее антикрыло «Макларена». В Уокинге развили идею, уже опробованную «Феррари» и «БМВ-Заубер», увеличив площадь верхней плоскости и закрепив ее на торцевых пластинах. На тестах в Барселоне тест-пилот «серебряных стрел» Педро де ла Роса выиграл заочную дуэль с гонщиками «Феррари». Но быстрейшим на этой пристрелке перед Гран-при Испании стал Дэвид Култхард на «Ред Булл-Рено». Его время стало рекордным на новой конфигурации трассы. И пусть шотландец опробовал квалификационные настройки, но если в спор двух лидирующих команд хотя бы во время квалификации вмешается кто-нибудь третий, накал и без того увлекательного чемпионата только возрастет.
Дмитрий СИТНИК