На первом в этом году заседании постоянного комитета Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) вчера обсуждались самые сложные моменты
пребывания иностранных бизнесменов в России: от принятия закона о доступе в стратегические отрасли экономики до размера рекламных блоков на телевидении. Несмотря на
подчеркнутое внимание к выступлениям иностранцев и перебранки между представителями различных ведомств на тему, кто именно мешает принятию правильных решений, почти все предложения иностранных инвесторов по тем или иным причинам так и остались благими пожеланиями.
Перечень «зависших» в рабочих группах КСИИ вопросов превышал десяток. Правда,
утешил собравшихся министр экономического развития Герман Греф, обсуждение вопроса здесь означает «черную метку». В идеале все разногласия должны сниматься в рабочем порядке, а раз в год на заседании КСИИ -- просто фиксироваться достижения.
КСИИ -- орган, в котором работающие в России иностранные компании могут напрямую обратиться со своими проблемами к членам правительства. В полном составе он собирается раз в год, дважды проходят заседания постоянного комитета. Общение именно с этой категорией бизнесменов для чиновников, с одной стороны, очень приятно. Самим фактом своего присутствия они доказывают -- в России с инвестиционным климатом все нормально. С другой,
инвесторы требуют не абстрактной борьбы с бюрократией, а принятия конкретных законодательных актов и строгого соблюдения закона. А с этим дело явно обстоит хуже.
За многими российскими законами стоят столь влиятельные лоббистские силы, что принять их не то чтобы с учетом пожеланий иностранных инвесторов, а хоть в каком-то виде нет никакой возможности. Например,
закон о недрах, разработка которого идет почти с начала ХХI века. «Нам сообщили, что в ближайшем будущем он принят не будет, и изменения в законодательстве будут происходить через поправки в действующий закон», -- заявил вице-президент «Эксонмобил Раша» Стиг Хорвик.
По мнению членов КСИИ, подготовленный ранее закон обеспечивал для России значительные выгоды с точки зрения привлечения и контроля за инвестициями, а сейчас существуют реальные опасения, что после внесения поправок принятие нового закона уже не будет считаться необходимым, и реформы управления в недропользовании так и не случится. Заместитель министра природных ресурсов Алексей Варламов, поднимая глаза вверх (явно в направлении Кремля), объяснял невозможность принятия закона «политической волей».
Или взять закон о доступе иностранцев в стратегические отрасли. Коммерческий директор «Сименс» в России Майкл Аксманн обратился с предложением регулярно информировать иностранных инвесторов о ходе его рассмотрения. Заместитель министра промышленности и энергетики Иван Матеров тут же любезно проинформировал г-на Аксманна о том, что существует три возможных списка видов деятельности, доступ к которым иностранцам будет закрыт. К «базовому» варианту Минпроэнерго ФСБ желает добавить еще три десятка видов деятельности, а МЭРТ, наоборот, половину убрать. От себя лично г-н Матеров выразил надежду, что глава согласительной комиссии Сергей Нарышкин все же выберет их вариант. Герман Греф сказал, что лучше уж пусть обойдутся без их поправок, но главное, чтобы без поправок ФСБ. Однако поскольку чекистов на встрече не было, перспективы принятия закона остаются туманными.
Кроме того, г-н Аксманн предложил подумать о гарантиях для уже совершенных инвестиций. Тут уже любому наблюдателю стало очевидно, как сложно будет помочь иностранцам в этом деле.
Потерпел фиаско и глава российского представительства «Марс» Ричард Смайт, протестовавший против введения с 1 января будущего года поправок в закон о рекламе, которая сократит рекламные паузы на телеканалах с 12 до девяти минут в час. По его расчетам, это приведет к такому росту ее стоимости, а следовательно, и неминуемому повышению цен, что инфляция только за счет этой меры составит полтора процента. Впрочем, замглавы ФАС Андрей Кашеваров сказал, что в его ведомстве тоже все посчитали, и рост инфляции не превысит 0,2%, то есть уложится в рамки статистической погрешности. И вообще повышение цен на рекламу больше скажется на отечественных компаниях. Так что нечего жаловаться.